Новую рубрику я хочу открыть рассказом о человеке, благодаря которому я открыла нуар. Два его самых классных фильма нуар – «Сансет Бульвар» и «Двойная страховка» – стали моими любимыми фильмами, а позже я с удивлением обнаружила, что этот человек снял огромное количество разноплановых картин, которые сегодня составляют золотой фонд Голливуда. Итак, встречаем, величайший сценарист и режиссер, человек, который за 50 лет своей творческой карьеры сделал более 60 фильмов – Билли Уайлдер.

billy-wilder

Билли Уайлдер

Билли Уайлдер родился на территории бывшей Австро-Венгрии 22 июня 1906 года в еврейской семье. Урожденный Самуил Вильдер, от матери получил кличку Billie, которую потом сменил на американский манер – Billy. Родители владели успешной  и известной кондитерской на железнодорожной станции, но безуспешно пытались втянуть сына в свой семейный бизнес.

Wilder_stairs

Билли Уайлдер

В школьные годы Уайлдера семья перебирается в Вену. После окончания школы, вместо того, чтобы поступить в Венский университет, он становится журналистом. Чтобы построить карьеру, Уайлдер решает переехать в Берлин, где пишет спортивные и уголовные статьи для местного издания в качестве внештатного корреспондента, позже ему предлагают постоянную работу в Берлинском таблоиде. Также он начинает работать как сценарист, воплощая в жизнь свой интерес к кино. Он сотрудничает с другими новичками (Фред Циннеман, Роберт Сьодмак). В 1931 Уайлдер  пишет сценарий-адаптацию к роману Эриха Кёстнера «Эмиль и сыщики». После восхождения к власти Гитлера, Уайлдер перебирается в Париж, где дебютирует в качестве режиссера в 1933 году с фильмом «Плохая кровь». Как раз к выходу этого фильма на экраны он переезжает в Голливуд.

Долго считалось, что мать, дед и отчим Уайлдера погибли в Освенциме. Но австрийский биограф Андрэас Хаттер, исследуя польские и израильские архивы, выяснил, что его мать была убита в 1943 в Плашуве, отчим в 1942 в Белжеце, а бабушка умерла в 1943 в гетто Новы Тарг.

ГОЛЛИВУДСКАЯ КАРЬЕРА

Уайлдер прибыл в Голливуд в 1933, годом позже становится гражданином США. В Америке он продолжает свою карьеру сценариста. Первым заметным успехом Уайлдера стал фильм «Ниночка», созданный в соавторстве с немецким другом Эрнстом Любичем. В фильме снималась звезда Грета Гарбо и он был одобрен критиками. Фильм принес Уайлдеру первую номинацию Киноакадемии, которую он разделил с соавтором Чарльзом Брэкетом. За 12 лет Уайлдер написал много сценариев в сотрудничестве с Брэкетом. За «Ниночкой» последовали картины, которые стали кассовыми хитами – «Задержите рассвет», «С огоньком» (сценарист), «Майор и малютка» (режиссер).

Его третий фильм, где он выступил в качестве режиссера – «Двойная страховка» – стал хитом. Фильм получил номинации «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий». «Двойная страховка» стала точкой отсчета в борьбе Голливуда с цензурой. В то время как роман Джеймса М. Кейна был популярен среди читателей, поборники кодекса Хейса считали эту историю неугодной для экранизации, так как центральной темой был адюльтер. «Двойная страховка» стала великолепным образцом нуара, установив традиции для последующих черных фильмов и сегодня входит в список лучших фильмов XX века по версии Американского Института Кино.

Во времена освобождений из концентрационных лагерей в 1945 Департамент военной психологической помощи Америки выпустил пропагандистский документальный фильм, режиссером которого выступил Уайлдер. Фильм  «Death Mills» был выпущен для немецкой аудитории, чтобы рассказать им о зверствах нацистского режима.

2 года спустя Уайлдер получает награду Киноакадемии в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший сценарист» за фильм «Потерянный уикэнд», первый американский фильм, посвященный проблеме алкоголизма — еще одна теме, находящейся под цензурой. В 1950 году Уайлдер снял еще один фильм в лучших традициях нуара — циничный и жесткий фильм «Сансет Бульвар», где восходящая звезда Уильям Холден выступил в тандеме с Глорией Суонсон. Суонсон играет Норму Дезмонд, звезду немых фильмов, которая мечтает о возвращении в кино, Холден играет сценариста, который поневоле становится ее альфонсом. Этот шедевр был принят критиками на ура.

Wilder_swanson

C Глорией Суонсон

В 50-х Уайлдер снимает две адаптации Бродвейских пьес, драму «Лагерь для военнопленных № 17», принесший Уильяму Холдену Оскара в номинации «Лучший актер», и экранизацию детектива Агаты Кристи «Свидетель обвинения».

С середины 50-х Уайлдер обращает взор к комедиям и с тех пор снимает в основном их. Уайлдеру присущ язвительный юмор. В фильме «Любовь после полудня», молодая и невинная Одри Хепберн не желает быть молодой и невинной с плейбоем Гэри Купером, и притворяется замужней женщиной  в поисках внебрачных развлечений. В 1959 выходит «В джазе только девушки», беззастенчивая сексуальная комедия, которая в свое время не получила одобрения кодекса, но стала хитом, и по сей день считается известнейшим фильмом Уайлдера, где Мэрилин Монро сыграла одну из своих лучших и запоминающихся ролей.

lemmon_monroe

C Джеком Леммоном и Мэрилин Монро на съемках «В джазе только девушки»

on-set-some-like-it-hot

На съемках «В джазе только девушки»

После выигрыша Оскаров в 1960 за фильм «Квартира», карьера Уайлдера замедляется. Хотя его фарс периода Холодной войны «Один, два, три» представляет потрясающую комическую игру Джеймса Кэгни,  последующие фильмы «Нежная Ирма» и «Поцелуй меня, глупенький» заметно проигрывали по сравнению с предыдущими культовыми картинами. Последнюю номинацию на Оскар Уайлдер получил за сценарий к фильму «Азарт удачи». Его фильм «Частная жизнь Шерлока Холмса» должен был стать главным релизом года, однако был настолько урезан студией, что никогда не был полностью восстановлен. Поздние фильмы «Федора» и «Друг-приятель» были прохладно приняты публикой и критиками. После этого Уайлдер начал жаловаться, что его дискриминируют по возрасту. Но, какой бы ни была причина, студии перестали нанимать Уайлдера. Единственным утешением на старости лет стал мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера по мотивам «Сансет Бульвар».

 РЕЖИССЁРСКИЙ СТИЛЬ

Режиссерская стратегия Уайлдера  зиждилась на вере в главенство текста. Он избегал, особенно во второй половине своей карьеры, экстравагантной кинематографии Альфреда Хичкока или Орсона Уэллса, потому что считал, что такой формализм отвлечет зрителя от истории. Картины Уайлдера имели блестящие и запоминающееся диалоги. Несмотря на его консервативный режиссерский стиль, выбранные им темы часто раздвигали границы мэйнстрима. Когда предмет изучения был выбран, он начинал визуализировать применительно к конкретным актерам. Он очень углубленно работал с актерами, вытаскивая наружу их возможности и был способен работать с такими гигантами немого кино, как Глория Суонсон и Эрих фон Штрохейм.

В «Лагерь для военнопленных № 17» Уайлдер выжал оскароносную игру из несговорчивого Уильяма Холдена (Холден хотел сделать свой персонаж более привлекательным, чем его видел Уайлдер).

william-holden

Уильям Холден

Иногда Уайлдер выбирал для актеров роли, противоположные их сложившемуся амплуа. Например, Фред МакМюррей, который стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда, снимаясь в легких комедиях, мелодрамах и мюзиклах, у Уайлдера превратился в распутного интригана. Хамфри Богарт изменил своему образу жесткого парня, чтобы сыграть мягкий и романтичный персонаж в «Сабрине». Джеймс Кэгни, обычно не снимавшийся в комедиях, сыграл запоминающуюся комическую роль в «Один, два, три». Уайлдер добился эффектной и запоминающейся игры Мэрилин Монро в фильме «В джазе только девушки».

В целом, он снял 14 актеров, которые удостоились номинации на Оскар: Барбара Стэнвик в «Двойной страховке», Рэй Милланд в «Потерянном уикэнде», Уильям Холден в «Сансет Бульвар» и в «Лагере для военнопленных № 17»,  Глория Суонсон, Эрих фон Штрохейм, Нэнси Олсен в «Сансет Бульвар», Роберт Штраус в «Лагере для военнопленных № 17», Одри Хепберн в «Сабрине», Чарльз Лоутон и Эльза Ланчестер в «Свидетеле обвинения», Джек Леммон в «В джазе только девушки» и «Квартире», Джек Крушен, Ширли МакЛэйн в «Квартире» и «Нежная Ирма» и Уолтер Маттау в «Азарте удачи». Милланд, Холден и Маттау выиграли Оскары. Уайлдер был наставником Джека Леммона и был первым режиссером, кто поставил его в пару с Уолтером Маттау, в «Азарте игры». Уайлдер очень уважал Леммона, называя его самым работящим актером, которого он когда-либо встречал. Леммон блистал  в 7 фильмах Уайлдера.

wilder-and-lemmon

Уайлдер и Леммон

В фильмах Уайлдера часто отсутствовали политические мотивы и симпатии, что, впрочем, было непредумышленно. Просто он больше был заинтересован в человеческой натуре и в ситуациях, с которыми сталкиваются обычные люди. Он не состоял в черном списке Голливуда, не симпатизировал тем, кто был в нем и иронично замечал: «Из 10, двое талантливы, а остальные просто недружелюбны», и всегда подшучивал над теми, кто воспринимал политику слишком серьезно.

ПОЗДНЯЯ ЖИЗНЬ

В 1986 году Уайлдер получил Приз за достижения от Американского института кино, в 1988 — Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусство».  У него есть звезда на Голливудской аллее славы. Уайлдер известен как хозяин одной из самых прекрасных и обширных коллекций современного искусства.   Как он описывал в середине 80-х: «Это болезнь. Я не знаю, как остановиться. Называйте это жадностью, или любознательность, или безумием. У меня есть немного импрессионистов, немного Пикассо разных периодов, немного скульптур Колдера. Я также коллекционирую крошечные японские деревья, стеклянные пресс-папье и китайские вазы. Назовите мне объект, и я стану его коллекционировать». Все это побудило его самого к творчеству. В начале 90-х  Уайлдер скопил коллекцию пластиковых художественных конструкций, которые вскоре были показаны на его персональной выставке.

Уайлдер умер 27 марта 2002 году от пневмонии в возрасте 95 лет. Похоронен на кладбище  Westwood Village Memorial Park в Лос-Анджелесе, Калифорния рядом с Джэком Леммоном и Уолтером Маттау. Склеп Мэрилин Монро находится на том же кладбище. Уайлдер умер в то же день, что и две другие комедийные легенды: Милтон Берл и Дадли Мур. На следующий день, французская газета Le Monde опубликовала на первой полосе некролог под названием: «Умер Билли Уайлдер. Никто не совершенен», цитируя финальную фразу из фильма «В джазе только девушки».

Американский институт кино включил 4 фильма Уайлдера в список 100 лучших фильмов XX века. По данным на 2007 год, когда был выпущен список в честь 10-тилетнего юбилея, «Сансет Бульвар» находится на 16 месте,  «В джазе только девушки» на 22, «Двойная страховка» на 29 и «Квартира» на 80.

Испанский режиссер Фернандо Труэба, получив Оскар за лучший иностранный фильм в 1993, сказал: «Я бы хотел верить в Бога, чтобы поблагодарить его. Но я верю только в Билли Уайлдера. Так что, спасибо, мистер Уайлдер». Позже Труэба рассказывал, что Уайлдер позвонил ему на следующий день и сказал: «Фернандо, это Бог». Французский режиссер Мишель Хазанавичус в своей речи за лучший фильм 2012 года «Артист» сказал: «Я хочу поблагодарить трех людей. Я хочу поблагодарить Билли Уайлдера, я хочу поблагодарить Билли Уайлдера, и я хочу поблагодарить Билли Уайлдера». Уайлдер один из всего лишь пяти человек, кто выиграл Оскар как продюсер, режиссер и сценарист за один и тот же фильм («Квартира»), а 12 номинаций Уайлдера за сценарий были рекордом вплоть до 1997 года, пока Вуди Аллен не получил 13 номинацию за «Разбирая Гарри».

wilder

Билли Уайлдер

Некоторые советы сценаристам от Билли Уайлдера:

«Схватите публику за горло и не отпускайте»

«Если у вас проблемы в третьем акте, реальная беда в первом»

«Совет от Любича: дайте зрителям сложить два плюс два. Они буду любить вас вечно»

«Используя голос за кадром, будьте осторожны, чтобы не описать то, что аудитория уже видит. Добавляйте к тому, что они видят»

«Третий акт должен строиться в темпе, в темпе, в темпе до финального действия, затем — все. Не ходите вокруг да около»

Цитаты от мастера блестящих диалогов:

«Доверяй своим инстинктам. Твои ошибки также должны быть твоими собственными, а не чужими»

«Снял несколько цен вне фокуса. Хочу выиграть номинацию за лучший зарубежный фильм»

«Аудитория всегда права. Один человек в толпе может быть идиотом, но тысяча идиотов вместе в темноте – это придирчивый гений»

«У него было ухо Ван Гога относительно музыки»

«Голливуд не убивал Мэрилин Монро, это Мэрилин Монро убивает Голливуд»

«Если ты собираешься сказать людям правду, будь смешным, иначе они убьют тебя»

«Режиссер должен быть полицейским, акушером, психоаналитиком, льстецом и ублюдком»

«У тебя должна быть мечта, чтобы ты мог вставать по утрам»

«Лучший режиссер тот, которого вы не видите»

«Они пытались выпустить других Мэрилин Монро, и до сих пор пытаются. Но ничего не выйдет. Она была оригиналом»

«Я бы поклонялся земле, по которой вы ходили, если бы вы ходили в более престижном районе»

«Если есть что-нибудь, что я ненавижу больше, чем когда меня не принимают всерьез, это быть воспринятым слишком серьезно»

«Моя тетя Минни всегда пунктуальна и никогда бы не срывала съемочный процесс, но кто, черт возьми, платил бы за то, чтобы увидеть мою тетю Минни?»

«То, что критики называют пошлым в наших фильмах, они же называют чувственным в зарубежных»