Итак, фильмы-нуар — это особый период в истории Голливуда, когда на экраны выходили фильмы со схожей тематикой, атмосферой и техническими приёмами. Временные рамки классического нуара — 1940-50-е годы XX века. Почти 20 лет «сумрачного настроения».  В статье НУАР: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ, ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ был озвучен тезис Пола Шрейдера о том, что  нуар — это течение, ограниченное временем и местом и его нельзя рассматривать в отрыве от его корней. Следущая серия статей будет посвящена рассмотрению тех социально-экономических, политических и общекультурных явлений, которые породили «чёрные фильмы».

film-noir

Эпоха нуаров в Голливуде

Совершенно очевидно, что фильмы-нуар отражали социально-политическую и экономическую ситуацию, сложившуюся в Америке в те годы. Сначала общий рост преступности ещё в 20-е годы. Затем — Великая депрессия, голод и безработица. Затем над миром нависает угроза фашизма и начинается Вторая мировая война. Когда солдаты возвращаются с фронта — снова безработица и общая нестабильная экономическая ситуация. Всё это заставило американцев посмотреть в лицо реальности.  Пик популярности нуара пришелся именно на послевоенные годы. «Чёрные» мелодрамы снимали все американские киностудии, большие и маленькие. Первые исследователи нуара классического периода, французы Раймон Борд и Этьен Шометон среди социальных факторов возникновения нуара в 1940-х называли новый уровень жестокости и насилия в обществе, катализатором чего явилась Вторая мировая война; рост преступности в Соединенных Штатах; растущая популярность психоанализа. По словам кинематографиста Люка Санте «нуар — это не столько рассказ о преступлении, сколько — экзистенциальная дилемма. Нуар повествует о разобщенности и всяческих неясных страхах — наподобие страха бытия».

Позже, рассмотрев истоки нуара, мы проанализируем иконографию фильмов-нуар, и увидим, как благодаря вестерну, гангстерскому жанру, фрейдизму и экзистенциализму стало возможным появление типичных героев фильмов-нуар — преступников и авантюристов, сыщиков, роковых женщин, жертв страстей и обстоятельств.

Сначала лучше прочитать статьи об истоках, а уже затем переходить к основным героям. Статьи об истоках нуара рекомендую читать в следующем порядке:

Социальные явления

Hard-boiled детектив

Вестерн

Гангстерский жанр

Экспрессионизм

Поэтический реализм

Фрейдизм

Экзистенциализм

Литература:

1.    Современная эстетика США. Критические очерки. – М.: Искусство, 1978

2.   Толстяков, Е. Фильм нуар: 20 лет сумрачного настроения.URL: http://www.drugoe-kino.ru/news/news2065.htm