Экзистенциализм, или философия существования, распространился в Европе после Первой мировой войны и оставался популярным вплоть до конца 60-х годов. Экзистенциализм рассматривал человека как конечное существо, «заброшенное в мир», постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях. Вещи лишены смысла и основания, жизнь — абсурдная авантюра, человек тщетно пытается перепрыгнуть через себя самого, стать богом. «Свобода — выбор собственного бытия, и этот выбор абсурден» — таковы выводы Сартра.

Сартр, Камю

Сартр, Камю (сидят слева)

«Из прошлого» Жака Турнера, «Убийцы» Роберта Сьодмака,  «Леди из Шанхая» Орсона Уэллса, «Двойная страховка» Билли Уайлдера – «черные фильмы», безысходность которых буквально сочится через экран. Герои нуара не могут скрыться или убежать от своего прошлого. Об этом говорит в «Леди из Шанхая» героиня Риты Хейворт своему любовнику: «Сбежать не получится. Я пыталась. Всё плохо. Всё. Невозможно убежать или противостоять этому. Остаётся жить с этим, смириться, заключить с этим договор». Однако как правило сделки не получается, и «герои нуаров обреченно идут вперед, влекомые судьбой, до самого конца». Обреченность и изначальная безысходность достигает пика в «Двойной страховке» —  повествование ведётся от лица смертельно раненого человека. Герои обречены на поражение с самого начала, потому что не могут противостоять року и судьбе. Их выбор не предполагает альтернативы, любое действие ведет к поражению. Придумывая и совершая казалось бы идеальное преступление они с самого начала знают, что в конце этого пути их ждет лишь смерть.

Герои нуаров одиноки и отчуждены, но при этом упрямо ступают на заведомо роковую тропу. В «Грубой силе» (Brute Force, 1947) Жюля Дассена осужденный сидеть в тюрьме герой Берта Ланкастера решается осуществить побег даже тогда, когда узнаёт, что о его планах известно главному надзирателю тюрьмы, который лишь ждет момента, чтобы демонстративно и жестоко расправиться с бунтовщиком. В «Убийцах» герой Ланкастера, несмотря на предупреждение товарища, не желает бежать от жаждущих возмездия бывших соратников, и встречает свою смерть, лежа в кровати.

Берт Ланкастер в "Убийцах"

Берт Ланкастер в «Убийцах»

Карл Ясперс считал, что человек — «бытие в возможности». Сам выбор заключается в признании возможности, которая принимается как единственная. «Мое Я тождественно реальному месту, в котором я нахожусь». Я могу стать только тем, что есть. Единственный выбор — в осознании и приятии ситуации как моей ситуации. Герой Берта Ланкастера говорит: «Я совершил ошибку…Однажды». Для героев нуара одного раза оказывается вполне достаточно.  Если ему суждено умереть от рук бандитов, то так оно и должно быть. Идею ответственности человека за «фундаментальный проект своей жизни» развивал Сартр. Мы ответственны за тот выбор, который сделали, и если он привел нас к провалу, глупо искать виноватых. «Если я оказался на войне, эта война — моя, она — то, что я заслужил, ведь иначе я мог избежать участия: самоубийство, дезертирство — не варианты ли неучастия?».

Роберт Порфирио, автор статьи «При закрытых дверях: экзистенциальные мотивы нуара» замечает: «Герои черных фильмов демонстрировали предельную отчужденность от любого социального и интеллектуального порядка. Даже частные сыщики, вроде Филипа Марлоу, сохраняющие на минимальном уровне эмоциональную вовлеченность в дела клиента, обретали силу над остальными только ценой одиночества. Женщины нуара также были одинокими, отчужденными монадами, бесполезными для общества. На отчуждение работали и мизансцены, в которых персонажи то входили в тень, то выходили из нее, что напоминало о неминуемой опасности. В этом мире для них совсем не оставалось убежища, разве что маленький спартанский офис (частное детективное или страховое агентство) или апартаменты, и то до тех пор, пока туда не вторгалась полиция или не являлись убийцы».

Литература:

  1. Арнхейм, Р. Кино как искусство – М, 1960
  2. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого/ Искусство кино, 2007. — № 5
  3. Хорсли, Ли. Ключевые элементы и особенности «нуара». URL: http://film-noir.ru/article/2/
  4. Лебедько, В., Миронова Е. Философия Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и магический театр. URL: http://www.kafedramtai.ru/almanac/72-almanac-issue-5/reviews/536-lebedkomironjvahaideggersartr-mt