В 1930-ые и в начале 40-х годов экзистенциализм и фрейдистская психология проникли в американскую культуру. Люди читали экзистенциальные романы Сартра, журналы по психологии обсуждали фрейдистские теории, стало модным посещать психоаналитиков. Конечно, многие люди не могли воспринять экзистенциализм и фрейдизм как серьёзные философские течения.

Зигмунд Фрейд

Фрейд и компания

Это было восприятие, отражённое массовой культурой, именно поэтому Пол Шрейдер вводит термин поп-фрейдизм, подчёркивая поверхностность представлений. Однако оба этих течения создали мировоззрение, выражающее нелепость человеческой жизни, а также важность влияния не нее прошлого. Подобный взгляд на мир быстро и основательно распространился в обществе, потрясенном экономическим кризисом и войной. Две самые важные темы нуара — преследующее прошлое и роковая ошибка — берут свое начало непосредственно из фрейдизма и экзистенциализма. Подробнее о влиянии экзистенциализма на нуар можно почитать здесь, а пока поговорим о связи нуара и фрейдизма.

Американский философ Герберт Уэллс заметил: «Ни один комплекс идей, за исключением, пожалуй, прагматизма, не сыграл более важной роли и не оказал более глубокого влияния на формирование американского сознания XX века, чем психоанализ… В Америке он сумел пропитать собой не только сферу психиатрии, но и всю национальную культуру».

По мнению многих американских исследователей, Фрейд в США был воспринят различными деятелями культуры, науки и искусства в период Первой мировой войны и интенсивно использовался как научный аргумент в борьбе против викторианской культуры и пуританских нравов, царивших тогда в этой стране.

«Фрейд дал санкцию растущему раздражению против массовых стандартов, которые противостоят личным чувствам: он поддержал интересы человеческой природы в противовес условной морали» — утверждал Альфред Кейзин. Успех фрейдизма в США Кейзин объясняет также тем, что основатель психоанализа в первую очередь настаивает на исполнении желаний человека, достижении им счастья, а американская традиция как раз связана с индивидуальной самореализацией, ибо частное, личное счастье является и важным идеалом, и практической целью.

Фрейд считал, что буржуазное общество уродует и калечит человека. Агрессивность человека является не следствием экономических и политических противоречий общества, а выражением его истинной природы. Нет такого преступления, которое нельзя было бы «оправдать», пользуясь теорией психоанализа (психическая неполноценность, как единственная причина преступления). В фильмах-нуар часто используется мотив изначальной порочности человека, которая толкает его на совершение преступлений.

По свидетельству Джеймса Олдриджа, «наиболее очевидно проявление фрейдизма в фильмах».

Открытая и явная сексуальность фильмов-нуар также восходит к фрейдизму. Известный социолог Питирим Сорокин в книге «Американская сексуальная революция» пишет: «В течение двух последних столетий, и особенно в последние десятилетия, каждая фаза нашей культуры наводнялась сексом. Наша цивилизация была так пропитана сексом, что теперь он выделяется из всех пор американской жизни».

Кити Коллинз

Соблазнительная Кити Коллинз в «Убийцах» Роберта Сьодмака

Во время одного из экспериментов, психолог-фрейдист пришёл к выводу, что мужчинам свойственно увлекаться красивыми, изящными, броскими женщинами, но женятся они, как правило, на не очень заметных, трудолюбивых и хозяйственных девушках, которые будут хорошими жёнами и матерями. Однако романтическая мечта о какой-то иной, непохожей на жену, женщине не покидает их всю жизнь. Эта тема часто встречается в фильмах-нуар – противостояние хорошей женщины и роковой женщины, и герой, который выбирает femme fatale, изначально зная, что она приведёт его к гибели.

Фрейдизм повлиял на все сферы искусства – интерес к изучению глубинных психических процессов героев или даже самих авторов привел к тому, что во многих произведениях центральное место стали играть те или иные комплексы и закомплексованные персонажи. Кинематограф, конечно же, стал отличной почвой для отражения фрейдистских идей. Одна из самых главных тем фильмов-нуар – влияние прошлого на человека – также берет свои корни из фрейдизма.

Литература:

  1. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого — Искусство кино, 2007. — № 5
  2. Капралов, Г.А. Западный кинематограф: супермены и люди – М., 1987