Внимание! В статье есть спойлеры к фильмам «М», «Ярость». 

***

После утверждения нацистской власти многим режиссерам пришлось бежать из Европы. Голливуд стал пристанищем для немецких, австрийских, французских  кинематографистов. Среди них были Билли Уайлдер, Фриц Ланг, Роберт Сьодмак, Отто Преминджер, Эдгар Улмер, Фред Циннеманн, Жюль Дассен и ряд других, внесших впоследствии значительный вклад не только в развитие нуара, но и всего американского кино в целом. По прибытии в Америку режиссеры начали применять методы тех художественных направлений, которые преобладали в Германии и Франции – экспрессионизм и поэтический реализм.

Caligari

«Кабинет доктора Калигари»

Первыми немецкими экспрессионистскими фильмами традиционно считаются «Голем» (Der Golem, 1915) Пауля Вегенера  и «Кабинет доктора Калигари» ( Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920). В 20 – 30-е годы наблюдается расцвет экспрессионистского кино, а главными режиссерами становятся Фридрих Мурнау, Артур Робинсон и представляющий для нас наибольший интерес Фриц Ланг. Новаторские методы съёмки, используемые немецкими режиссёрами, породили особую мрачную атмосферу, которая является такой важной для фильмов-нуар. Вертикальные, косые линии, необычные углы съёмки, искажённые пропорции, приглушённое освещение, использование широкофокусных объективов, тени – все эти технические приёмы на фоне мрачных городских пейзажей и закоулков узких улочек создавали чувство страха, клаустрофобии, одиночества, тревоги. Андре Базен, хотя скептически относился к фильмам немецкого экспрессионизма, всё же был прав, когда расценивал «изощренные манипуляции со светом и декорациями как предумышленное покушение на реальность и принуждение отображать состояние извращенного разума». И хотя тематика фильмов-нуар и экспрессионистских картин радикально различалась — экспрессионисты в большинстве своем снимали фильмы ужасов — они привнесли в нуар характерную депрессивную атмосферу.

m

Сцена из фильма «М», когда человек подозревает случайного прохожего в убийствах. Он кричит на него и кажется очень большим, хотя на самом деле они почти одного роста.

ekspr

Съемка снизу в нуарах.
«Из прошлого» Жака Турнера. «В укромном месте» Николаса Рэя

ekspr_linii

Преобладание вертикальных линий в кадре.
«М» Фрица Ланга. «Почтальон всегда звонит дважды Тэя Гарнетта

ekspr_teni

Создание теней.
Тень убийцы над девочкой в фильме «М». Тень клиента в окне офиса Филипа Марлоу в фильме «Это убийство, моя милочка»

Первым экспрессионистским режиссёром, вышедшим за рамки фильма ужасов, был Фриц Ланг, который позже станет одним из главных творцов нуаров в Голливуде. В 1931 году он снял фильм «М» (от нем. Mörder – убийца), который стал прямым предшественником нуара, воплотив в себе не только многие визуальные приёмы, но и общее мрачное настроение. Этим фильмом Ланг  не только предвещал приход фашизма и мастерски передал атмосферу ужаса и паранойи,  но также  показал человеконенавистнические настроения, которые  воцарились в 30-е годы в Германии.

Фильм рассказывает о маньяке, убивающем маленьких девочек. Город охвачен ужасом, полиция сбита с толку. Страх настолько захватывает местных жителей, что они готовы учинить суд над каждым, кто выглядит мало-мальски подозрительно. Даже представители криминальной среды города хотят расправиться с убийцей, ведь им не выгодна возросшая активность полиции. Режиссер приравнивает и преступников, и представителей порядка, показывая с помощью параллельного монтажа сцены совещаний в обоих лагерях. Ненависть и желание мести буквально разлито по городу, проникая в каждого. И здесь есть интересный момент. Если поведение людей вполне осознанно, то маньяк Ханс Беккерт – психически больной человек, неспособный противостоять своей слабости. Это его судьба, его рок, и он бессилен. Ханс Беккерт – это персонаж, которого нельзя считать однозначно плохим. В конце фильма режиссёр показывает потрясающую сцену, где чуть ли не в истерическом припадке герой пытается оправдать себя: он больной человек, который не в силах бороться со своей зависимостью. В классических фильмах-нуар главный герой также станет амбивалентным, а во многих фильмах будет настоящим преступником. В «М» герой неспособен победить не только свою болезнь, но и судьбу, а тема рока станет одной из самых главных в фильмах-нуар. Один из персонажей фильма напишет букву «М» на одежде маньяка, и он, отмеченный толпой, словно станет главным «козлом отпущения» для разъярённой толпы.

M

Убийца Ханс Беккерт в фильме «М»

Сергей Кудрявцев пишет: «… словно всё зло мира на мгновение сосредоточивается в этом человеке, который, конечно же, будет убит — да только нечеловеческая ярость, уже вырвавшаяся наружу, останется как бы разлитой в воздухе. Из чего напрашивается несколько прямолинейный вывод, который, к сожалению, был подтверждён ходом исторического процесса: сама Германия оказалась под воздействием злого начала, превратившись в маньяка-детоубийцу, уничтожающего своё будущее».

Своего рода продолжением «М» стал фильм «Ярость» (The Fury), снятый в 1936 году, то есть уже на американской земле.

Фильм повествует о том, как невинного человека на основе случайных улик арестовывают и обвиняют в киднеппинге. В центре внимания так называемый суд Линча, или попросту говоря, самосуд — разъярённая толпа настолько жаждет мести, что громит и поджигает тюрьму, стремясь уничтожить того, чья вина совершенно не доказана. Тему самосуда поднимал еще классик мирового кино Дэвид Уорк Гриффит в картине «Рождение нации». В этом фильме Гриффит полностью становится на сторону народа и считает, что отвратительный насильник не заслуживает ничего, кроме смерти. Ланг смотрит на эту проблему сверху. Да и как он может быть на стороне народа, обуянного жаждой насилия, ведь он сам стал жертвой расовых преследований. От него, не арийца, даже отреклась жена, Теа фон Гарбоу — сценаристка его лучших немых картин, вступившая в национал-социалистическую партию.

Хотя речь в фильме идёт о распространившемся именно в США «суде Линча», эта работа Ланга, а также более ранний фильм «М» затрагивают гораздо более глубокую проблему. Своими картинами Ланг хотел предостеречь мир от угрозы распространения фашизма не только в Германии, но и во всём мире.  За год до появления «Ярости» американский писатель Синклер Льюис написал роман «У нас это невозможно», где раскрывал тему психологии толпы, способной на насилие. Позже он говорил: «Весь мир тогда был обеспокоен ростом фашизма, и моя книга выросла из этого беспокойства…Это отметили многие критики, рассматривавшие роман как аллегорическую картину жестоких методов нацизма, как предупреждение о тщетности надежд на то, что победу над фашизмом можно одержать демократическими методами. Но критики не заметили, что я прежде всего имел в виду американский фашизм, тех представителей нашего общества, которым близки его авторитарные методы. Я хотел сказать: «Это может случиться и здесь. Это случалось здесь, правда в меньших масштабах, уже много раз».

Fritz_lang

Фриц Ланг

В 40-х годах Ланг органично влился в набиравшую популярность волну нуара и  успешно перенёс созданную в «М» и «Ярости» атмосферу на свои уже классические фильмы-нуар: «Женщина в окне» (The Woman in the Window, 1944), «Министерство страха» (Ministry of Fear, 1944), «Улица греха» (Scarlet Street, 1945), «Тайна за дверью» (Secret Beyond the Door, 1948), «Стычка в ночи» (Clash by Night, 1952), «Большая жара» (The Big Heat, 1953).

Литература:

  1. Карцева, Е.Н. Легенды и реалии. История американского уголовного фильма – М.: Материк, 2004
  2. Кудрявцев, С. 3500 кинорецензий – М.: Печатный двор, 2008. – 1424 с.
  3. Кудрявцев, С. М. Социально-криминальная драма//  Кудрявцев, С. 3500 кинорецензий. – М.: Печатный двор, 2008
  4. Кудрявцев, С. Ярость// Кудрявцев, С. 3500 кинорецензий. – М.: Печатный двор, 2008
  5. Немецкий «прото-нуар».URL: rossia.org/users/dmt/161969.html