Внимание! В статье присутствуют спойлеры к фильмам «Бурные двадцатые годы», «Маленький Цезарь».

***

Итак, в предыдущих статьях про hard-boiled детектив и вестерны было рассказано об их связи с фильмами-нуар, однако тему преступности американский кинематограф начал осваивать ещё за 10 лет до их появления.

Одной из лучших книг на тему криминала в кинематографе Голливуда, на мой взгляд, является работа Елены Карцевой «Легенды и реалии. История американского уголовного фильма». Хотя про нуары там почти не упоминается, а если и говорится, то вскользь   и довольно пренебрежительно. Зато очень хорошо рассказано про уголовные фильмы 1930-х годов, которые я считаю прямыми предшественниками нуаров. Поэтому приведу здесь основные моменты из книги Карцевой, касающиеся зарождения и развития гангстерского жанра в Голливуде.

Бонни и Клайд

Бонни и Клайд

Бурный всплеск преступности в начале тридцатых имеет, прежде всего, социальные корни, связанные с годами Великой депрессии, то есть, с глубоким экономическим кризисом, охватившим страну. Людям понадобились герои, выражающие чаяния неимущих, компенсирующие ущербность существования. Как раз такими героями и стали на несколько лет знаменитые «сельские бандиты»: Джон Дилинджер, Малыш Нельсон, Бонни Паркер и Клайд Бэрроу, Мамаша Баркер со своими четырьмя сыновьями, Пулемётчик Келли, Чарлз Флойд по прозвищу Красавчик.

Молодежь, сначала в Америке, а потом и во всем мире, сделала из гангстеров героев, окружив их ореолом славы, предприимчивости и бесстрашия — теми качествами, которые поначалу приписывались только героям вестернов. Именно этот новый герой, «человек с пистолетом», и занял почётное место в мифологии того времени.

Своим появлением гангстерский жанр обязан росту преступности в Америке, в частности, бутлегерству — незаконному производству спиртных напитков в период «сухого закона». С самого начала гангстерский фильм носил документальный характер, отражая хронику американской жизни 1920 — 1930-х годов. Голливуд настолько увлёкся гангстерской тематикой, что нередко заимствовал сюжеты для своих фильмов со страниц газет и журналов, которые часто и подробно рассказывали о преступлениях, описывая не только гангстеров и их взаимоотношения, но даже технику совершённых ими преступлений.

После перестрелки в одном из незаконных Чикагских баров

После перестрелки в одном из незаконных Чикагских баров

В 1920 президент Вудро Вильсон подписал декрет о введении «сухого закона» — эту акцию историки неслучайно называют самым неудачным социальным экспериментом из всех предпринимавшихся. Гангстерское сообщество восприняло произошедшее как драгоценный подарок. Борьба с потреблением спиртного чисто административными методами еще никогда не приводила к добру, и тем боле серьезные последствия возникли в результате абсолютного запрета.

Американцы против "сухого закона"

Американцы против «сухого закона»

Появилась почва для объединения преступников на деловой основе, та самая, которая породила гангстеризм. Шайки формировались из тех, кто вернулся с войны, а нелегальным делом стала подпольная торговля спиртным. Организаторов, как, впрочем, и рядовых деятелей именовали бутлегерами (в свое время, когда закон запрещал продавать индейцам спиртное, торговцы, приносившие им бутылки с «огненной водой», прятали их, тесно прижимая к ноге. От англ. «Boot» —  сапог, «Leg» — икра ноги).

Бутлегеры в отделе полиции

Бутлегеры в отделе полиции

Бутлегерством в широких масштабах нельзя было заниматься без взяток таможенникам, представителям городских властей, полицейским.

Американцы стали пить даже больше, чем раньше. Это было чрезвычайно благоприятно для бутлегерских подпольных объединений, получавших миллионные прибыли. Газеты посвящали этой теме первые полосы, а бутлегеры были только рады рекламе. Дело не ограничивалось газетами. Рынок заполонило множество дешёвых книг карманного формата, посвящённых захватывающим приключениям тайных продавцов спиртного. Не прошло это и мимо внимания серьезной литературы. Давно уже стал классическим роман Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», написанный в 1925 году. В его основе – реальные события и лица.

бутлегеры

Нелегальное производство алкоголя

Кино не могло пренебречь столь благодатным материалом — и освоило его к концу 20-х годов быстро, основательно и надолго. Тема бутлегерства возникла тогда во множестве гангстерских фильмов. Но это происходило и позже. Через 6 лет после отмены «сухого закона» появился один из лучших фильмов, посвящённых этой теме — «Бурные двадцатые годы» Рауля Уолша.

kinopoisk.ru

Хамфри Богарт и Джеймс Кэгни в фильме «Бурные двадцатые годы» Рауля Уолша

Картина снималась в тревожное время, но ещё до нападения Гитлера на Польшу. Оно произошло, когда картина была почти окончена и тогда авторы решили соединить эпохи. Начав с хроник Второй мировой войны, они вернулись на 20 лет назад — в окопы солдат Антанты. Именно там мы знакомимся с тремя американцами — Эдди, Ллойдом и Джорджем. Всё, о чём они мечтают — это вернуться домой и создать семью. Однако дома всё оказывается не таким, как представлялось. Пока Америка веселится и радуется победе, те, кто сражался за страну, оказываются отброшенными на периферию. Защитники отечества никому не нужны, они не могут найти работу, хотя по закону она должна быть им предоставлена. Но все места уже давно заняты. В такой ситуации один из друзей волей случая начинает заниматься бутлегерством, ведь именно тогда вступает в действие «сухой закон». Вскоре к нему присоединяется второй друг и вместе они добиваются успеха. Однако вскоре начинается борьба гангстерских кланов за рынки сбыта. В фильме ещё много событий, но заканчивается всё разорением Эдди и его смертью на церковной паперти. Таким образом,  в фильме было в подробностях показано, как зарождался и развивался гангстеризм во всех его ответвлениях.

И всё же, первым серьёзным гангстерским фильмом критики единодушно называют «Маленького Цезаря», снятого Мервином Ле Роем в 1930 году, в самый разгар кризиса экономической и социальной жизни в Америке. Страницы прессы пестрили темами организованной преступности, но людям не доставало просто фактов. Их интересовало не само преступление, а механизм преступности, его закономерности. Одним из первых в кино, заинтересовавшихся вопросом «Как это происходит?» как раз был тридцатилетний режиссёр Мервин Ле Рой, выбравший для экранизации роман У.Р. Бернетта «Маленький Цезарь» — в первую очередь за то, что в нём приоткрывалось закулисье гангстеризма. Автор попробовал понять, как человек становится преступником, что происходит с ним в том случае, если он попадает в орбиту гангстерской системы.

kinopoisk.ru

«Маленький Цезарь» Мервина Ле Роя

Картина сохранила название романа, которое можно трактовать буквально — герой действительно коротышка. Здесь несомненно содержится ирония по поводу имени легендарного Римского полководца. Сын бедного итальянского иммигранта  Цезарь (Чезаре) Энрико Банделло ощущал себя крупномасштабной личностью, так до конца и не поняв, что он был всего-навсего марионеткой в руках боссов преступного мира. Рико, считая себя суперменом, способным на грабежи и убийства, не останавливается ни перед чем в достижении своей цели — славы и власти над другими людьми. Цезаря Энрико  играл актёр Эдвард Дж. Робинсон. Он имел поразительное сходство с литературным персонажем (низенький, толстоватый, с приплюснутым носом). Схожа была и биография. Робинсон – сам иммигрант, правда, родившийся не в Италии, а в Румынии, но прошедший ту же школу городских трущоб, что и персонаж, которым ему предстояло стать в картине.

Эдвард Дж. Робинсон в роли Цезаря

Эдвард Дж. Робинсон в роли Цезаря

Начинается фильм с того, что Цезарь Энрико, которого все зовут просто Рико и его приятель Джо грабят автозаправочную станцию в типичном городке Среднего Запада. То есть дебютирует он, как и многие другие «сельские бандиты». Но такая карьера его не устраивает – ему нужна слава. Цезарь знает, на кого ровняться — на Пита Монтану по кличке Бриллиантовый, о грандиозных грабежах которого трубят газеты. Путь наверх невозможен без подходящей стартовой площадки. Поэтому Рико и Джо решают перебраться в город. Город — это совсем другая среда, жестокая и опасная. Здесь либо ты на коне, либо тебя уничтожат. А в большие боссы выбиваются лишь единицы. Принято называть преступное дно города каменными джунглями. Слабым в них не выжить. Но можно также говорить и о каменном капкане, который держит прочно, и, попадая в него, ты рано или поздно оказываешься во власти организации, установившей правила поведения.

Так произошло и с Маленьким Цезарем. Постепенно он становится значительной фигурой, даже значительнее Пита Монтаны. Но в конце концов погибает по вине своего приятеля Джо, ибо воровская дружба, как это часто бывает, ничего не стоит.

Картина вышла в разгар кризиса. Денежный крах, касающийся не только банкиров, но и рядовых вкладчиков, безработица обрели характер эпидемии. И для значительной части зрителей было неважно, благодаря каким методам Банделло выбился в люди, и своеобразным утешением служила его удачливость, достигнутая в трудные, очень трудные времена. Именно этим, а не одной лишь зрелищностью, фильм вышел в кассовые чемпионы. На этом фильме  залы всегда были полны. Ю.А. Комов в книге «Голливуд без маски» пишет: «Многие деятели кино в США связывали лучшие кассовые годы с трудными временами для американцев…Годы Депрессии показали, какую огромную роль играет кино в жизни американцев: оно развлекало их, являлось хоть какой-то отдушиной в гнетущей обстановке экономического спада».

Спрос на «грёзы» со стороны американской публики породил соответствующее предложение со стороны Голливуда. Уже в следующем, тридцать первом году, появились двадцать пять гангстерских картин. Названия говорят сами за себя: «Быстро нажитые миллионы» Роуленда Брауна, «Секретная шестёрка» Джорджа Хилла, «Уголовный кодекс» Говарда Хоукса, «Лёгкие деньги» Альфреда Грина и т.д. и т.п.

criminalcode

Кадр из фильма «Уголовный кодекс» Говарда Хоукса

Гангстеры пришли на смену ковбоям, стали воплощением мужественности и незаурядности. В период всеобщего кризиса новые герои помогали людям уйти от действительности и насущных вопросов. Создатели фильмов не опасались, что увлечение новыми героями перерастёт в бунт против устоявшихся правил и ограничений – ведь именно к этому зачастую призывали с экранов гангстеры и бутлегеры. В Голливуде считали, что подобное увлечение миром преступности и беззакония лишь «помогает людям уйти от реальности и забыть о своих проблемах».

Через три года после выхода на экраны «Маленького Цезаря» социолог М. Формен выпустил книгу «Наши дети, сформированные кинематографом». В книге были опубликованы интервью, взятые у подростков из городских трущоб. Они всерьёз называли себя Рико, перенимали его повадки и повадки других экранных гангстеров. Впрочем, не только экранных. Действительно, на стадии зарождения основной контингент криминального мира составляли выходцы из социальных низов.

Таким образом, мы видим, как в гангстерском жанре главными героями становятся преступники, и вслед за вестерном происходит их романтизация.

Литература:

  1. Капралов, Г.А. Западный кинематограф: супермены и люди – М., 1987
  2. Карцева, Е.Н. Легенды и реалии. История американского уголовного фильма – М.: Материк, 2004
  3. Кокарев, И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика – М.: Искусство, 1987
  4. Комов, Ю.А. Голливуд без маски – М.: Искусство, 1982. – 208 с.