Чем ближе была Вторая мировая война, тем более мрачными и обреченными становились фильмы французских кинематографистов. Такие режиссёры, как Марсель Карне, Жюльен Дювивье, Жан Ренуар начали создавать картины о людях, которые оказывались не в силах противостоять судьбе.

косма_превер_карне_габен_траунер

Творцы поэтического реализма — Жозеф Косма, Жак Превер, Марсель Карне, Жан Габен, Александр Траунер

Владимир Утилов пишет: «Поэтический реализм выражал характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединённых на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которое олицетворяют демонические персонажи». Таким образом, тема трагической судьбы героев и рока становится главной в поэтическом реализме – тема, ставшая вскоре одной из самых значимых в фильмах-нуар.  Спустя годы французских режиссеров обвиняли в том, что они внушали народу чувство безысходности и обреченности еще до войны, и это способствовало поражению Франции. В ответ на это режиссёр Марсель Карне, чей фильм также обвинили в разрушительном скептицизме, ответил: «Искусство кино — это зеркало эпохи, в которой мы живем, ее характерные черты: беспокойство и потерянность».

Gean

Жан Габен — главный актер поэтического реализма

В техническом плане фильмы поэтического реализма соединяли простой и чистый нарратив с особой изысканностью изображения – чётко выверенная композиция в кадре, значимость деталей, монтажный ритм. Одними из лучших картин этого периода стали фильмы Жана Ренуара — «Великая иллюзия» (La grande illusion, 1937) и «Правила игры» (La règle du jeu, 1938). Он использовал технические приемы, которые потом перекочевали в фильмы-нуар – длинные планы с применением глубокофокусной оптики.

Режиссёр, ставший безусловным лидером поэтического реализма и повлиявший на нуар — Марсель Карне. Его лучшие фильмы были сняты в конце 30-х — начале 40-х годов в соавторстве с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Жаком Превером. Одной из лучших картин поэтического реализма по праву считается фильм «Набережная туманов» (Le quai des brumes, 1938).

Carne

Марсель Карне

Фильм повествует о трагической истории любви солдата Жана и несчастной девушки Нелли, дочери убийцы. Они хотят бежать из города в поисках новой жизни, но трагическое стечение обстоятельств разбивает хрупкие мечты влюбленных. Безжалостный рок обрывает надежду на счастье.

Художник-постановщик Александр Траунер и оператор Эжен Шюфтан сумели создать атмосферу тревожного пространства, где все пронизано угрозой, и даже любовь не спасает, а обрекает людей на смерть.

"Набережная туманов"

«Набережная туманов»

В ещё одном фильме Карне — «День начинается» (Le Jour se lève, 1939) —  актер Жан Габен предстаёт в роли романтического одиночки Франсуа, который скрывается от полиции в своей квартире. Он убил человека, , погубившего двух женщин, которых любил Франсуа. Пока полиция окружает его дом, он вспоминает этих женщин. Воспоминания показаны в виде флэшбеков, что станет излюбленным приёмом в фильмах-нуар. Картина вышла на экраны незадолго до оккупации  Парижа, и Франсуа, запертый в своей квартире-ловушке, «символизировал ту безвыходную ситуацию, в которой оказались жители города». В фильме использовался новаторский для того времени прием вынесения финальной сцены в начало, который затем также успешно использовали режиссёры нуаров.

den_nachinaetsya

«День начинается»

* * *

Итак, экспрессионизм и поэтический реализм повлияли на нуар не только в плане технических средств и визуальных образов. Они создали атмосферу тревоги, страха, отчаяния, безысходности — ту атмосферу, которая потом пронизывала все фильмы-нуар. Тема Рока, Судьбы и абсурдности попыток человека противостоять им также стали главными темами нуаров, и родились они, как мы увидели выше, в недрах европейского кинематографа. И эта атмосфера создалась не только благодаря режиссёрам, иммигрировавшим из Европы в Америку. Близилась Вторая мировая война и над всем миром тогда разлилась угроза фашизма.

Литература:

  1. Иванов, М. День начинается.URL: http://cinema-francais.kiev.ua/index.htm
  2. Марсель Карне.URL: http://www.nradatvr.kiev.ua/i38/
  3. Поэтический реализм Марселя Карне.URL: http://www.nradatvr.kiev.ua/i38/
  4. Распопин, В. Набережная туманов.URL: http://kino.websib.ru/article.htm?707
  5. Утилов, В. Марсель Карне.URL: http://mega.km.ru/cinema/encyclop.asp?TopicNumber=12994