Внимание! Спойлеры к фильмам «Мальтийский сокол», «Глубокий сон».

***

Частный сыщик — образ, который перекочевал из американских вестернов. Крутой волк-одиночка, без друзей и глубоких привязанностей. Маргинальный персонаж, живущий во враждебном обществе. Часто попадает под чары роковой женщины, но в конце находит в себе силы отвергнуть её, тем самым испытав себя на «маскулинную состоятельность».

крутой hard-boiled детектив

Типичный образ «крутого» детектива

В фильмах-нуар мы встречаем героев, которых по праву можно назвать ковбоями каменных джунглей. Речь идёт о частных детективах. Конечно, мы уже не найдём чёткого разделения на «плохого хорошего парня» и идеального героя. Оба типа соединяются в образах двух самых знаменитых hard-boiled детективов, воплощённых в четырёх фильмах-нуар  — Сэма Спейда и Филипа Марлоу. Один по-настоящему жесток, другой на самом деле раним и уязвим. Но при этом оба циничны и используют достаточно жёсткие методы в борьбе с преступностью. Невозможно чётко сказать, что один — плохой, а другой — хороший. Но их, несомненно, объединяет одно — у каждого из них есть личный кодекс поведения, согласно которому они живут и действуют.

СЭМ СПЕЙД

В 1941 году Джон Хьюстон адаптирует к экрану один из самых популярных романов Дэшила Хэммета«Мальтийский сокол». До этого роман Хэммета был экранизирован дважды (одна из версий даже была комедийной), однако, ни одна из них не сумела перенести на экран созданную в книге атмосферу и раскрыть все аспекты характера главного героя.

Хьюстон решил снимать своё кино строго по книге и в процессе создания нового вида кино создал новый тип киногероя. «Мальтийский сокол» немедленно стал архетипичным хард-бойлд фильмом, а Сэм Спейд — архетипичным хард-бойлд сыщиком. Совершенно справедливо заметить, что все детективы в последующих фильмах-нуар были в большей или меньшей степени списаны с Сэма Спейда. В фильме также создаётся ставший классическим образ роковой женщины — Бриджит О`Шоннеси. С виду — нежная и хрупкая леди, которую так и тянет защитить, а на самом деле — безжалостная авантюристка, преследующая свои личные цели и готовая на убийство ради их достижения.

«В лице Сэмюэла Спейда было что-то мефистофелевское: длинный костлявый заостренный подбородок, постоянно поднятые уголки губ, глубокий треугольный вырез ноздрей, брови вразлет над двумя складками, из которых торчал крючковатый нос, да клинышек коротких светло-русых волос между большими залысинами. Обычными, а не раскосыми, как следовало ожидать, были только его желтовато-серые глаза» — так Хэммет описывает своего героя. Он называл его не иначе как Blonde Satan. Образ Сэма Спейда блестяще воплотил в жизнь Хамфри Богарт, и хотя внешне не совсем подходил под литературный образ, созданный Хэмметом, в нём несомненно было что-то «мефистофельское». В романе Спейд конечно же герой, но он аморален, жаден и циничен. Хьюстон чуть смягчил характер героя, но оставил достаточно жёсткости в финальном жесте Спейда (Спейд буквально отправляет «роковую женщину» в газовую камеру, объясняя это тем, что она должна поплатиться за смерть его напарника).

Хамфри Богарт Сэм Спейд

Хамфри Богарт в роли Сэма Спейда

Когда Спейд узнаёт о том, что его напарник Майлз Арчер был убит, он не шокирован и не выражает грусти или печали — и даже отказывается осмотреть тело на наличие каких-либо улик. Позже выясняется, что Спейд имел интрижку с женой Арчера и тот ему вообще-то никогда особо не нравился. Безразличие Спейда подтверждается тем, что он тут же просит удалить имя Арчера с двери кабинета и убрать его рабочий стол.

Жестокость и безразличие Спейда также можно наблюдать в последующих сценах фильма. Когда к нему приходит вдова Арчера, Ива, Спейд делает вид, что относится к ней с заботой, однако когда камера фокусируется на его лице, которое Ива не видит, мы наблюдаем его неискренность и раздражение. Другая сцена — когда Спейд обезоруживает  Джоэла Кайро. Когда он заносит руку для удара, то на мгновение приостанавливается, и, смотря на Кайро сверху вниз, ухмыляется. Он явно получает удовольствие от того насилия, которое собирается совершить.

Сэм Спейд Хамфри Богарт

Сэм Спейд не церемонится с подозреваемыми

Истоки героизма Спейда лежат вовсе не в его вере в справедливость или вере в то, что преступление должно быть наказано законом, но в его личном кодексе профессиональной ответственности и честности. Спейд любит свою работу, он, несомненно, хорош в том, чем занимается, и он лоялен к своему партнеру, даже если тот не очень нравится ему как человек. Спейд принимает свой собственный кодекс поведения и действует согласно ему. С одной стороны, финальный жест Спейда можно рассмотреть как героический — несмотря на его нелюбовь к Арчеру и чувства к Бриджит, он понимает, что она должна заплатить за убийство его партнёра, потому что так диктует его кодекс. Этот жест смотрится особенно эффектно, если принять во внимание все негативные качества его характера — цинизм, жестокость, бескомпромиссность. С другой стороны, этот жест можно рассмотреть как подлость с его стороны, ведь он отправляет на верную смерть женщину, к которой у него возникли чувства. Помните кодекс идеального ковбоя? Даже Джесси Джеймс никогда не убивал женщин.

Приведём финальный диалог между Спейдом и Бриджит:

Спейд: Надеюсь, тебя не повесят, дорогая, за эту милую шейку. Да, мой ангел, я отправлю тебя в тюрьму. У тебя есть шанс, что тебя не казнят. Если будешь хорошей девочкой, то тебе дадут 20 лет. Буду ждать тебя, а если тебя повесят, буду помнить тебя всегда.

Бриджит: Не шути так, Сэм. На секунду я подумала, что ты говоришь серьёзно. Иногда ты бываешь таким диким, непредсказуемым.

Спейд: Не прикидывайся. Ты признаешь вину.

Бриджит: Ты использовал меня! Притворялся, что я тебе нравлюсь, чтобы заманить в ловушку.

Спейд: Не хочу притворяться дураком ради тебя. Ты никогда не была со мной откровенна, с самого первого дня.

Бриджит: Ты знаешь, что несмотря на всё, что я сделала, я люблю тебя.

Спейд: Мне всё равно, кто кого любит, я не буду прикидываться идиотом. Я не хочу занять место Фёрсби или еще кого-то. Не знаю, скольких ты погубила. Ты убила Майлза и ответишь за это.

Бриджит: Ты не можешь так поступить со мной. Конечно, я виновата, но… (начинает плакать).

Спейд: Слушай, всё бесполезно, ты никогда не поймёшь меня. Но я попробую только один раз и всё. Когда у кого-то убивают партнёра, он должен сделать что-то. В данном случае неважно, как ты относился к нему. Он был твоим партнёром, и ты должен что-то сделать. И к тому же, мы оба частные детективы, и когда кого-то из твоей компании убивают, это не очень правильно – отпустить убийцу на свободу. Это неправильно по любым меркам, для любого детектива, везде.

Бриджит: Но ты же не думаешь, что за это можно отправить меня в тюрьму.

Спейд: Подожди, я закончу. Тогда ты сможешь говорить. У меня нет причин доверять тебе. А если я поверю и смирюсь со всем, то у тебя будет нечто, что ты сможешь использовать, когда тебе этого захочется. А так как у меня есть кое-что против тебя, я не могу быть уверен, что ты не сделаешь во мне дырку в один прекрасный день. Это всё с одной стороны. Может что-то из этих причин и неважно, я не буду спорить, но посмотри, сколько их. А теперь посмотрим на всё с другой стороны. Всё, что  у нас есть, это «может быть, ты любишь меня», и «может быть, я люблю тебя».

Бриджит: Но ты же знаешь, любишь меня или нет.

Спейд: Может и знаю, но у меня определённые обязательства. Мне будет очень тяжело отправить тебя за решётку, но это пройдёт.

Бриджит: А ты бы поступил со мной так, если бы сокол был настоящим и ты бы получил свои деньги.

Спейд: Не думай, что я на самом деле такой продажный, каким могу показаться. Репутация мне необходима для более успешного выполнения работы. Так намного легче сближаться с врагами. И хотя денег у меня от этого больше не становится, есть такое понятие — честь.

Богарт Астор Мальтийский Сокол

Финальная конфронтация между Спейдом и Бриджит

Итак, у Спейда есть свой личный кодекс — профессиональный. И Спейд без колебаний выдаёт полиции истинного убийцу. Вестерн создаёт образ волка-одиночки, живущего на окраине цивилизации, не владеющего ничем, кроме коня, револьвера и собственных представлений о жизненных ценностях. Спейд, да и многие другие герои фильмов-нуар — те же ковбои, только конь теперь железный, а вместо опасных и диких прерий – не менее опасные каменные джунгли. Одинокая фигура героя, который может рассчитывать только на свои силы, прекрасно вписывалась в атмосферу ночного города. В этом мире, лишённом моральных ценностей и нравственных ориентиров, каждый выступает сам за себя.

Такой кодекс поведения, провозглашённый Сэмом Спейдом, станет неотъемлемой частью в поздних хард-бойлд детективах.

ФИЛИП МАРЛОУ

Частный детектив Филип Марлоу был придуман Раймондом Чандлером. В 40-е годы Марлоу появился в трёх фильмах: «Это убийство, моя милочка», «Глубокий сон», «Леди в озере». Во всех трёх фильмах детектива играли разные актёры, но все они сумели перенести на экран характер, созданный Чандлером.

Вот как сам автор характеризовал своего героя: «Для меня Марлоу — воплощение американской души: большая порция неприкрашенного реализма, чуть-чуть хорошей грубой вульгарности, сильная примесь резковатого юмора, столько же сентиментальности, океан сленга и совершенно неожиданная ранимость».

Итак, Марлоу — уже немолодой частный детектив, ему около сорока лет, но он, несомненно, обладает мужской привлекательностью и физической силой. Когда-то он работал в офисе окружного прокурора, но по его собственным словам его «выперли за строптивость», так как он слишком «этим злоупотреблял». Марлоу — типичный герой одиночка. С первого взгляда может показаться, что он никого не любит и не очень-то верит людям.

Во всех трёх фильмах Марлоу, так же как и Спейд,  демонстрирует личный кодекс честности и профессиональной ответственности.

Независимо от того, кто играет роль Марлоу — Дик Паэулл, Роберт Монтгомери или Хамфри Богарт – его согласие участвовать в опасных расследованиях связано с лояльным отношением к клиенту, профессиональностью, и врожденным желанием непременно  докопаться до правды.

Богарт Бэколл Глубокий сон

Хамфри Богарт в роли романтика Филипа Марлоу

В «Это убийство, моя милочка», когда один из подозреваемых уговаривает его бросить расследование, Марлоу объясняет, что чувствует себя обязанным закончить свою работу, несмотря на то, что его клиент убит: «Он дал мне 100 баксов, чтобы я позаботился о нём, а я этого не сделал. Я всего лишь маленький бизнесмен в очень грязном деле, но я люблю доводить дело до конца». Чандлер добавляет нотки юмора в характер своего героя. Например, в одном из эпизодов в «Это убийство, моя милочка» Марлоу стоит напротив статуи купидона. Он зажигает спичку о статую, потом оценивающе смотрит на неё и ухмыляется. В «Глубоком сне» Марлоу и Вивиан, дочь клиента, разыгрывают по телефону полицейский участок. Фильмы полны ироничных диалогов и просто шуток. Например, на вопрос «Что вы делаете по вечерам?» Марлоу отвечает: «Обычно играю в шашки с полицией», а когда одна из героинь спрашивает, сколько нынче стоят услуги частного детектива, он отвечает: «Дешевле, чем тропический медведь».

Дик Пауэлл Филип Марлоу

Дик Пауэлл в роли ироничного Филипа Марлоу

Марлоу сделал образ детектива более человечным и не таким жестоким, как Спейд. Хотя и Марлоу приходится использовать оружие, и в одном из фильмов он даже убивает человека. По его собственным словам, Марлоу вполне может «отделаться от человека за определённую плату».

Эдвард Дмитрык считает, что Филлип Марлоу отличается от Сэма Спейда, который  жертвует своими чувствами ради профессии:

«Марлоу – это не Спейд. Он благородный рыцарь среди жёстких парней. Он морален, этичен, с сильным чувством ответственности».

В «Глубоком сне» Марлоу не сдает Вивиан, когда узнаёт, что это она убила одного из участников дела. Она готова признаться в этом в полиции, но Марлоу говорит, что не повезет её туда:

Марлоу: Я устал. У меня ноет челюсть и болят рёбра.

Вивиан: Почему вы делаете это?

Марлоу: Кажется, я влюбился в вас.

Марлоу не только лоялен к своим клиентам, он готов пожертвовать собой. Он готов подняться над грязным бизнесом ради чего-то хорошего — часто ради клиента, к которому он испытывает истинное сочувствие и хочет его защитить. И что еще более важно, Марлоу допускает вариант покаяния за грехи.  Во всех трёх фильмах девушки, в которых влюбляется Марлоу, оказываются втянутыми в грязные дела, но он не сдаёт их полиции, как бы это сделал Спейд. И во всех трёх фильмах Марлоу получает девушку, и фильмы заканчиваются хэппи-эндом.

Марлоу по своему циничен, но под маской иронии перед нами предстаёт по сути своей хороший человек. Да, он далеко не супермен, он часто попадает в передряги, где его жестоко бьют или обкалывают различными препаратами. Но при всём  этом, он сохраняет цельность натуры и порядочность. Марлоу предстаёт перед зрителями зрелым, видавшим жизнь человеком. Он расположен к людям и  источает теплоту и человечность. А за циничной усмешкой скрывается грустный и внутренне уязвимый, но очень мудрый и искренний человек.

Роберт Монтгомери Филип Марлоу

Роберт Монтгомери в роли Филипа Марлоу

Итак, Сэм Спейд и Филип Марлоу — два главных образа-маски, восходящие ещё к вестерну. Их черты можно найти во всех образах детективов и просто героев-одиночек в различных фильмах-нуар.  Конечно, за всё время существования фильмов-нуар образ детектива не остаётся неизменным. В то время как нуар с годами становился всё мрачнее и безысходнее, появилась тенденция показывать частного сыщика всё более уязвимым и порочным, как например Джефф Маркхэм в «Из прошлого», а в фильме «Целуй меня насмерть» по роману Микки Спиллейна герой нуара достигает своей окончательной трансформации в антигероя. Однако эти образы обязаны своим рождением Сэму Спейду и Филипу Марлоу.

Литература:

  1. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого. — Искусство кино, 2007. — № 5
  2. Лурселль, Ж. Мальтийский сокол (The Maltese Falcon) — Джон Хьюстон, 1941. URL: http://www.cinematheque.ru/post/140311
  3. Матющенко, В. Краткий экскурс в историю хард-бойлд детектива. URL: http://rraymond.narod.ru/hard-boiled-art.htm
  4. Blaser, John. Film noir and the Hard-boiled detective hero. URL: http://www.filmnoirstudies.com/essays/detective_hero.asp