Внимание! В статье есть спойлеры к фильмам «Ночь и город», «Аллея кошмаров».

ПРЕСТУПНИК

В фильме «Асфальтовые джунгли» Джон Хьюстон показал историю медвежатника, который набирает преступную шайку, чтобы провернуть многомиллионную кражу. Каждый из участников дела считает, что оно будет последним, а после него начнётся сладкая жизнь. Однако мы уже знаем, что всех, кто встал на преступный путь, неминуемо ждёт расплата — трагическое стечение обстоятельств заставляет гангстеров бороться уже не за деньги, а за жизнь.

Асфальтовые джунгли

Медвежатник Док Риденшнайдер с бандой

После «Асфальтовых джунглей» в Голливуде было снято достаточно много фильмов о преступниках, отправляющихся на последнее дело в жизни. Как правило, в таких картинах нет места роковой женщине. И главным виновником неудачи становится кто-нибудь из участников шайки, решивший получить личную выгоду посредством собственного плана, значительно отличающегося от первоначального.

В фильмах «Высокая Сьерра» Рауля Уолша и «Оружие для найма» Фрэнка Таттла также рассказываются истории преступников. Герои этих двух фильмов напоминают одиноких волков вестерна. Они, несомненно, преступники – один гангстер по имени Рой, другой — наёмный убийца по кличке Ворон. Но их образы сильно романтизированы (Прообразом Роя послужил Джон Дилинджер. Более подробно о романтизации образов преступников можно почитать здесь).

Алан Лэдд Оружие для найма

Ворон в «Оружии для найма»

Они жестоки, на вопрос героини Вероники Лейк о том, как Ворон чувствует себя, когда убивает людей, он хладнокровно отвечает: «Мне нормально». Но вместе с тем Ворон любит кошек, и даже олицетворяет себя с ними: «Кошки сами по себе. Им никто не нужен», и когда он случайно душит кошку, чтобы она не выдала его мяуканьем, он сокрушён: «Она мертва. Я убил её. Убил свою удачу». Рой также очень ласков с животными и всегда защищает женщин.

Хамфри Богарт Ида Лупино Высокая Сьерра

Рой в «Высокой Сьерре»

Такие преступники-одиночки — типичные герои фильмов-нуар. Их образ восходит ещё к вестерну, и такие герои становятся двойниками частных сыщиков. Ведь у каждой медали две стороны. Они также циничны и жестоки, но у них тоже есть свой кодекс поведения. Тем не менее, они преступники, и в конце их чаще всего ждёт расплата.

АВАНТЮРИСТ

«Я игрок. Шансы есть всегда. Всё имеет свою цену, даже Рай. Шансов, конечно, не много. Один к миллиону. Но надо быть идиотом, чтобы не сыграть». И игроки играют. Один из таких смельчаков — Гарри Фабиан в фильме «Ночь и город» Жюля Дассена. Невероятно предприимчивый болтун, полный планов, которые должны обязательно обогатить его, но которые никогда не срабатывают. Его работа — используя всю свою харизму, зазывать обеспеченных людей в ночной клуб, чтобы те оставили там все свои деньги. Он живёт за счёт своей подруги, и каждый раз уговаривает её вложить деньги в какое-нибудь предприятие, считая, что это «шанс всей жизни». На её вопрос «Когда же ты повзрослеешь, Гарри?», он отвечает: «Я просто хочу стать кем-то». Однажды Гарри находит свою удачу – он встречает бывшего знаменитого борца Грегориуса, приехавшего в гости к сыну Кристо, который по совместительству держит все ринги города. Фабиан втирается в доверие к Грегориусу и переманивает на свою сторону легенду спорта в надежде создать свой бойцовский бизнес и стать независимым: «Скоро я буду контролировать все состязания в Лондоне!». Он мечтает о «взлёте Гарри Фабиана»,  любуется на табличку со своим именем в своём собственном кабинете. Используя свой феноменальный актёрский талант, он манипулирует всеми вокруг. Но слишком увлечённый своей игрой он не замечает,  как копает себе могилу. Один неверный шаг приводит к смерти пожилого бойца, и становится ясно, что сын никогда не отпустит Гарри живым. В конце, скрываясь от преследователей, грязный и уставший Гарри исповедуется перед бродягой: «Всю свою жизнь я бежал от полицейских, от преступников, от отца. Вон они, на мосту. Я покойник. Носерос говорил мне. Он говорил, у тебя есть всё, Гарри Фабиан, но ты покойник… Я был так близок к вершине… так близок…Несчастный случай… Всего лишь несчастный случай. И всё рухнуло…».

Ричард Уидмарк Ночь и город

Неудачник Гарри Фабиан в фильме «Ночь и город»

Похожая история рассказана в фильме Эдмунда Гулдинга «Аллея кошмаров». Стэнтон Карлайл — ещё один хитрый лис. Он работает фокусником в цирке, но мечтает о лучшей жизни. Он соблазняет уже немолодую фокусницу Зину, которая умеет «читать» чужие мысли. Выведав технику фокуса, он уходит в город, где вскоре объединяется с женщиной-психоаналитиком ради наживы. Даже карта Повешенного,  вытянутая для него гадалкой и сулящая беду, его не останавливает. Вместе с психологом они придумывают блестящую аферу — используя записи сеансов терапии, «входить в контакт» с мёртвыми родственниками клиентов. Но вскоре афёра раскрывается, и психолог, умело шантажируя Стэнтона, выходит сухой из воды. Стэнтон же, превратившийся в пьяницу и бродягу, снова возвращается в цирк, где теперь ему могут предложить лишь одну работу – уродца. «Как можно так опуститься?» — разговаривают между собой работники цирка. Один из них отвечает: «Он взлетел слишком высоко».

Тайрон Пауэр Аллея кошмаров

Предприимчивый Стэнтон Карлайл из «Аллеи кошмаров»

Итак, все эти авантюристы и мелкие мошенники пытаются играть с судьбой в русскую рулетку и, в конце концов, каждый из них находит свою пулю.