Внимание! Спойлеры к фильмам «Двойная страховка», «Незнакомцы в поезде», «Объезд».

***

Жертва страстейосновная добыча роковой женщины. Как правило, влюбляется в неё окончательно и бесповоротно, и готов пойти ради неё на любые преступления. Такой герой настолько страстно желает роковую женщину, что не замечает её злодеяний. А если и обнаруживает, что его обманывали и манипулировали им, то всё равно не может уйти.

Берт Ланкасер Ава Гарднер Убийцы

Безнадежно влюблённый в роковую женщину Швед в фильме «Убийцы»

Чаще всего и герой, и роковая женщина встречают свою смерть вместе. «Никто не выйдет из игры. Мы начали её вместе, вместе и закончим. Мы пойдём вместе до самого конца, мы оба» — говорит Филлис Уолтеру в «Двойной страховке». И действительно, до конца они дошли вдвоём – застрелив друг друга в финале.

Фред Макмюррей Барбара Стэнвик Двойная страховка

Жертва роковой женщины Уолтер Нефф в «Двойной страховке»

Очень часто герои фильмов-нуар становятся жертвами непостижимого рока. Герой фильма «Объезд» Эдгара Дж. Улмера говорит: «Куда бы ты ни повернулся, судьба вытянет ногу, чтобы поставить тебе подножку». Он отправляется в путешествие к своей возлюбленной, но по пути с ним происходит ужасный случай — водитель, который взялся его подвезти, внезапно умирает. И в тот момент, когда герой, испугавшись, что полиция обвинит его в убийстве, решает избавиться от тела и притвориться этим человеком, над ним нависает злой рок, и становится ясно, что он уже не выйдет сухим из воды. Вскоре он встречает женщину, которая разоблачает его и начинает шантажировать, и, в конце концов, опять по чисто роковой случайности, он её убивает. Таким образом, он всё же совершает то деяние, от которого пытался сбежать. Здесь уместно вспомнить тему двойников, которую часто раскрывал в своих фильмах мастер саспенса Альфред Хичкок — на людей падает вина за чужие преступления только потому, что они сами дают основания своим двойственным характером.

Том Нил Объезд

Случайное убийство в фильме «Объезд»

Хичкок блестяще раскрывает эту тему в «Незнакомцах в поезде». Теннисист Гай знакомится с Бруно, который предлагает ему обменяться убийствами — Бруно убьёт жену Гая, которая мешает ему соединиться со своей возлюбленной, а Гай в свою очередь должен убить отца Бруно. Гай, конечно же, отшучивается, считая это фантазией собеседника. Однако через несколько дней Бруно действительно убивает его жену и требует от Гая, чтобы тот выполнил свою часть договора. Весь смысл в том, что Бруно является своего рода двойником Гая, его злым гением. Как пишет Антон Хаакман, «он совершает поступок, который для Гая не слишком приличен, но очень хорошо ему подходит».

Фарли Грейнджер Роберт Хадсон Уокер Незнакомцы в поезде

Бруно, словно злой гений Гая в «Незнакомцах в поезде»

«Судьба или какая-то непостижимая сила может вынести вам приговор без всякой на то причины» — говорит герой фильма «Объезд». На самом деле чаще всего эта причина есть. В каждом из этих жертв обстоятельств содержится потенциальное зло, которое при определенных обстоятельствах может вылиться наружу. Рок лишь создаёт условия для этого. И роковой женщине так легко удаётся склонить мужчину к преступлению, потому что она в состоянии нащупать в нем моральную слабину.

Литература:

  1. Хаакман, А. По ту сторону зеркала. Кино и вымысел – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006