Литература 1920-х годов не могла не откликнуться на перемены, царившие в американском обществе. Великая Депрессия, принесшая безработицу и рост преступности родила у людей желание видеть новых героев, не похожих на типичных персонажей Викторианских детективов, пользующихся дедуктивным методом и решающих головоломки за чашкой чая. На смену таким произведениям приходит новый жанр – «крутой» детектив (hard-boiled detective).

hard heroes

Крутой герой hard-boiled детектива

Начало истории «крутого» детектива традиционно связывается с именем американца Кэрролла Джона Дейли. Он написал рассказ «Фальшивый Бертон Комбс», героем которого стал бесстрашный авантюрист. Рассказ был опубликован в журнале «Black Mask» в декабре 1922 года, а годом позже  на страницах этого же издания появляется герой, которого по праву можно считать первым «крутым» детективом – частный сыщик по прозвищу Трехствольный Терри. Следом за ним происходит рождение сыщика Рейса Уильямса, который не любит долго раздумывать над уликами, а загадки разгадывает быстро и с кулаками. Он действует стремительно и бескомпромиссно, не чураясь использовать против  злоумышленников даже оружие.  Рейс Уильямс по сути стал перерожденным героем американских вестернов, только в «крутом» детективе этот жанр был урбанизирован. Местом действия стал мегаполис, а  правосудие вершилось с помощью кулаков и оружия.

Black Mask_Murder By Mail

Роман Дэйли в издании «Черная маска»

Главным отличием от английских детективных романов стало то, что герои «крутых» детективов вели расследование непосредственно внутри преступной среды, тогда как герои классических детективов разгадывали преступления, основываясь на уликах и рассказах свидетелей. Герои же черных романов сами вершили правосудие, ибо официальная власть была по уши в коррупции.

Образ сыщика, который пользуется методами преступников, не мог не заинтересовать читателей. Дейли написал несколько романов и больше сотни рассказов про Рейса Уильямса.

Вскоре, в октябре 1923 журнал «Black Mask» выпускает рассказ Дэшила Хэммета, главным героем которого становится Оперативник агентства «Континенталь». Прообразом «Континенталя» послужило агентство Пинкертона, в котором Хэммет проработал 8 лет. Он хорошо знал криминальную среду, бывал на Дальнем Западе, участвовал в двух мировых войнах, работал детективом в Сан-Франциско – одном из центров гангстеризма и бутлегерства.

hammet

Дэшил Хэммет

В 1930 году на свет выходит самый известный роман Хэммета «Мальтийский сокол». Главным героем романа становится частный сыщик Сэм Спейд — циничный тип, пользующийся отнюдь не гуманными методами в борьбе с преступностью. Этот образ заслуживает отдельной статьи, более подробно о нем будет рассказано позже.

black_mask_hammet

«Мальтийский Сокол» Дэшила Хэммета

Хэммет, благодаря своему отточенному стилю, поднимает «крутой» детектив на новый уровень, что постепенно заставляет критиков заговорить о новом направлении в литературе. Эталоном hard-boiled детективов становится метафоричный разговорный стиль, правдоподобие характеров, черный юмор, стремительность выражений.

Однако, не всегда героями крутого детектива становились такие циники, как Сэм Спейд. Вскоре появляется достаточно романтический образ крутого сыщика – Филип Марлоу, частный детектив у которого «пусто в карманах, но не в сердце». Впервые этот персонаж появляется в романе «Глубокий сон» (1939) и сразу покоряет сердца и читателей, и критиков. Автором романы был Рэймонд Чандлер, поднявший детектив до уровня большой серьезной литературы (сегодня проза Чандлера входит в учебную программу американских университетов). Марлоу —  никому не верящий одиночка, олицетворение мужской привлекательности и физической силы. Он имеет свои принципы, которыми старается не поступаться. «Удивительное умение писателя показать под маской иронии и цинизма душу цельного и хорошего человека, невероятное чувство слова, воплощённое и в прекрасных описаниях окружающего мира, и в создании особого настроения, атмосферы — всё это по праву сделало Чандлера не только ведущим автором американского детектива, но и всей литературы США 1930-40-х годов».

RaymondChandler

Рэймонд Чандлер

Вскоре у «крутого» детектива появляется ответвление — гангстерский детектив. Родоначальником становится Уильям Барнетт, чей роман «Маленький Цезарь» был написан в начале Великой Депрессии. Через год его экранизировали. В 1930-м выходит роман Армитейджа Трэйла «Лицо со шрамом», рассказывающий о жизни чикагской мафии. Произведение почти сразу было экранизировано Говардом Хоуксом, и стало одним из самых жестоких фильмов того времени.

Еще одним автором, заслуживающим внимания, является Джеймс М. Кейн, которого также включают в тройку отцов-основателей hard-boiled детектива. В его произведениях одним из важнейших образов становится «роковая женщина» (femme fatale), которая соблазняет мужчину и делает его жертвой и виновником преступления. Критики сравнивали прозу Кейна с Хэмингуэем. Кейн писал сильно, эмоционально, не ограничивался рамками жанра и смело поднимал щекотливые для того времени темы.

Cain

Джеймс М. Кейн

В 1947 году появляется еще один образ «крутого» детектива – Майк Хаммер, созданный писателем Микки Спилейном.  Этот частный сыщик вообще имеет мало моральных принципов, а название первого романа говорит само за себя — «Я — суд присяжных».

Среди литературоведов, однако, существовал вопрос, к какому жанру отнести этих авторов. Это не был детектив в чистом виде, ведь у Томпсона и Кейна зачастую преступник известен с самого начала, в то время как у Чандлера и Хэмметта важной составляющей была детективная история. В конечном итоге было определено, что в hard-boiled детективе «главное — это преобладание персонажей с жестким характером, и если главный герой (не важно, плохой или хороший) ориентирован на постоянное действие (экшн), плюс способен убивать — такой роман можно охарактеризовать как «хард-бойлд».

В конце концов, в «крутом» детективе были сформированы три основных направления:

  1. Детективы о частных сыщиках, где герой-одиночка борется с жестокой средой (Чандлер и Хэммет).
  2. Гангстерские саги, триллеры о психически неуравновешенных людях, создающих жестокую среду (Барнетт, Томпсон)
  3. Криминальные драмы о жертвах человеческих страстей (Кейн).

Итак, ясно, что главную роль в «крутом» детективе играет тон, то есть то, как подается сюжет. Здесь преобладает динамика, которая выражается не только в сюжете, но и в диалогах – стремительных, «колючих и острых как битое стекло».

Если в викторианском детективе главное – это загадка, которая раскрывается посредством ума, то в «крутом» детективе преступление отходит на второй план по сравнению с взамодействием между персонажами. По словам Рэймонда Чандлера «драгоценная «жемчужина» преступления вынута из венецианской вазы и вышвырнута на улицу».

В 1945 году hard-boiled детективы появились в Европе, благодаря издательству Gallimard под руководством редактора Марселя Дуамеля. Серия новелл была названа «Serie Noire», а суть отобранных произведений была сформулирована Дуамелем на обложке книг: .

«…Тут видишь полицейских, еще более развращенных, чем злоумышленники, которых они преследуют. Симпатичный сыщик не всегда раскрывает тайну. А иногда тайны и нет. Бывает, нет даже сыщика. Что же тогда остается? Остаются страх, жестокость, низкие, презренные события: драки, убийства. Как в хороших фильмах, состояние души героев передают их поступки, и читателям, жадным до психоанализа, придется интерпретировать эту гимнастику. Есть еще любовь, грубая, животная, необузданные страсти, беспощадная ненависть – все те чувства, что крайне редко допускаются в цивилизованном обществе, а здесь их в избытке».

serie-noire-chandler

«Глубокий сон» Р. Чандлера в издании «Serie noir»

В том же году на экраны французских кинотеатров хлынули голливудские картины военных и послевоенных лет. Эти криминальные драмы отличались особой мрачностью, пессимизмом и были так непохожи на привычные публике американские комедии и мюзиклы.

Французские критики не могли не заметить связь между нуарами и произведениями hard-boiled авторов и ввели термин «нуар» применительно к кинематографу, позаимствовав его из «Чёрной серии».

В начале 1940 – х одним из самых популярных авторов стал Корнел Вулрич, который привнес в нуар паранойю и чувство всепоглощающей беспомощности. Гнетущую, напряженную атмосферу Вулрич мастерски создавал из-за своих собственных проблем – он страдал от хронической депрессии, алкоголизма, гомосексуализма, сложных отношений с матерью, болел диабетом и потерял ногу в результате ампутации. С 1942 по 1949 годы были сняты 11 фильмов по романам Вулрича, героями которых стали алкоголики, разыскиваемые преступники, люди, больные амнезией и жертвы заговоров. Наиболее часто в его романах встречались слова «смерть», «черный», «мрачный», а его известный афоризм «First you dream, then you die» («Сначала ты мечтаешь, а потом умираешь») вполне мог бы стать слоганом для множества фильмов-нуар.

 Литература:

  1. Жариков, В.И. Гангстерский детективURL: http://lib.udm.ru/lib/DETEKTIWY/HEMMET/gangster.txt
  2. Матющенко, В. Краткий экскурс в историю хард-бойлд детектива. URL: http://rraymond.narod.ru/hard-boiled-art.htm