Кинематографическая теория повествования родилась в рамках американской «альтернативной школы», главным представителем которой является Дэвид Бордвел. Нарратология занимается научными изысканиями в области сюжетно-повествовательных высказываний (дискурсов), соотносимых с некоторой фабулой (историей, интригой).

Бордвел выделял следующие варианты нарратива: классическое голливудское кино, арт-хаус, историко-материалистический кинематограф, некоторые европейские фильмы 1960-х годов, а так же «параметрическое кино». Каждая из форм состоит из связного комплекса условных приемов, сочетающих особое построение сюжета и заданную стилистику фильма.

В нарратологии используются такие аналитические компоненты как сюжет, голос, время, точка зрения, персонаж и роль. Пришло время сосредоточится на исследовании основных сюжетов, образов и персонажей фильмов-нуар. Следующие статьи будут посвящены исследованию иконографии фильмов-нуар.

Иконографический подход также разрабатывался  Эрвином Панофским, но применительно к раннему кино. Он утверждал, что стадия устойчивой иконографии была неизбежным моментом в становлении кинематографических смысловых стратегий. «Традиционная иконография помогает понять ранний фильм. Существовала твёрдо установленная иконография – типы, которые имели только один смысл и информировали зрителя о том или ином персонаже или событии достаточно чётко. Так появились легко определяемые благодаря своей стандартизованной внешности, поведению и атрибутам хорошо известные типы Женщины-вамп и Бесхитростной девушки, Семьянина и Негодяя, которого непременно  отличали черные усики и тросточка». В фильмах-нуар как раз появляется такая устойчивая и чётко узнаваемая иконография, и рождается она из тех явлений, которые были подробно рассмотрены в статьях об истоках нуара.

Романтизация реальных бандитов в вестерне, а затем в гангстерских фильмах 1930-х годов,  привела к тому, что главными героями фильмов-нуар часто становились преступники. Те же причины сделали возможным появление образа частного сыщика, прародителем которого также стал бандит, но благородный, со своим личным кодексом чести. Интерес к психоанализу позволил создать крайне сексуальный образ роковой женщины, а также породил одну из основных тем нуара — влияние прошлого на жизнь человека. Другая тема — тема Рока, Судьбы, Случая берёт начало из экзистенциализма, также модного в то время, и рождает таких героев, как жертва страстей и обстоятельств, авантюрист.

Помимо ключевых образов предлагаю также более подробно остановиться на следующих моментах:

Литература:

1. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства — СПб.: Академический проект, 1999

2. Bordwell, David. Narration in the Fiction Film — The University of Wisconsin Press, 1985