Внимание! В статье присутствуют спойлеры к фильмам «Леди из Шанхая», «Незнакомцы в поезде», «Мальтийский сокол», «Почтальон всегда звонит дважды».

НОЧЬ

Большинство сцен в фильмах-нуар — ночные или намеренно затемнены. Такая стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре.

Съемки фильма "Целуй меня насмерть"

Съемки фильма «Целуй меня насмерть»

Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Эдгар Дж. Улмер  и Эдвард Дмитрык. Их картины, так же как и работы Жюля Дассена, Генри Хэтуэя и других, приблизили Голливуд к реальной жизни. Съёмки ночных эпизодов именно ночью, при слабом, колеблющемся освещении, а не ярким солнечным днём камерой с тёмными фильтрами давали впечатляющий эффект приближения к реальности.

Ночные съемки

Ночные съемки

ОБРАЗ ГОРОДА

Одним из главных мотивов фильмов-нуар является образ Города, как естественной среды обитания героев. Тёмные, опасные, безлюдные каменные джунгли в свете неоновых вывесок и реклам как нельзя лучше передают настроение безысходности и безразличия.

Город продолжает жить ночью

Ночной Город

Город становится отражением душевного состояния героев, но в то же время сам становится отдельным героем фильма («Асфальтовые джунгли», «Ночь и город», «Обнажённый город»).

night and the city

«Ночь и город»

МРАЧНЫЕ МЕСТА, ГОТИЧЕСКИЕ ОСОБНЯКИ, КАНАЛИЗАЦИИ, СТРОЙКИ, ЗАДВОРКИ

Злачные места — неотъемлемая часть ночного и опасного Города. В фильме «Третий человек» Кэрола Рида главные герои добрую часть фильма гоняются друг за другом по канализации.

third_man

«Третий человек»

В «Ночь и Город» Жюля Дассена герой Ричарда Уидмарка прячется на стройке, скрываясь от преследователей, а в «Происшествие на Саут-стрит» Сэма Фуллера живёт в какой-то рыбацкой лачуге на окраине города.

sauth street

Обитель героя в «Происшествии на Саут Стрит»

В фильмах, где есть замужняя роковая женщина, семейный дом, как правило, является метафорой отношений между супругами. Огромный дом, где все друг друга ненавидят и проводят скучные вечера. Семейный дом усиливает атмосферу холодности между супругами и является огромной клеткой для замужней роковой женщины. В «Двойной страховке» Филлис мечется по комнате, пока описывает рутину своей жизни Уолтеру. Свет через оконные решётки падает тенью на ее фигуру — она выглядит как тюремный заключённый в своём собственном доме. Когда Уолтер впервые входит в дом, то замечает пару фотографий отца и дочери, и ни одной фотографии Филлис, как будто она исключена из семейного круга. Дом в фильме «Это убийство, моя милочка» - огромный дворец с мраморным полом. В доме огромное количество статуй, а человеческая речь отдаётся эхом. Детектив Филип Марлоу саркастически замечает, что дом едва ли меньше Букингемского дворца и позже описывает его как «мавзолей». Недостаток света даёт чувство заколдованности дома, который наполнен огромными портретами и антиквариатом.

Шикарные особняки

В таких «дворцах» зачастую нет места нормальным человеческим отношениям. Пространство дома создаёт атмосферу отчуждения между героями. Американская исследовательница нуаров Нина Либман пишет: «Лестницы, перегородки, диваны разделяют не только комнаты, но и героев». В «Двойной страховке», «Гилде» дом — огромный, мрачный замок, который никак не соответствует представлению о том, что семейный дом – это крепость, олицетворяющая надёжность и защиту и внутри стен которой царит  любовь.

БАРЫ, КЛУБЫ, КАЗИНО, БОКСЁРСКИЕ РИНГИ

Также часто встречаются в фильмах-нуар. Это самые порочные места, где крутятся грязные деньги и властвуют криминальные группировки Города.

Gilda

«Гилда»

МОТИВ ВОДЫ

В таком городе часто идёт дождь, таким образом, мотив воды тоже становится значимым. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.

Ливень и гроза за окном

Ливень и гроза за окном

ЗЕРКАЛА, СТЕКЛО

Частым приёмом становится отражение человека в одном или нескольких зеркалах, что подчёркивает двойственность героя. Например, знаменитый эпизод в «Леди из Шанхая» Орсона Уэллса, где героиня Риты Хэйворт отражается сразу в огромном количестве зеркал. Это происходит как раз в той сцене, где влюблённый в неё герой узнаёт о её предательстве, а муж — о коварном замысле собственного убийства. Этот приём как нельзя лучше показывает множество сущностей роковой женщины, ни одна из которых, к слову, не является настоящей.

the lady from shanghai

«Леди из Шанхая»

Ещё один приём, похожий на предыдущий, — отражение человека, чаще всего жертвы, в других предметах. Например, в фильме Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» сцену убийства зритель видит в отражении очков жертвы.

strangers-glasses

«Незнакомцы в поезде»

ГАДАНИЕ НА КАРТАХ

Оступившиеся герои желают узнать свою судьбу, которая, как правило, не щадит их своим ответом. В «Печати зла» полицейский, склонный толковать закон на свой лад, просит свою бывшую возлюбленную предсказать ему будущее и слышит в ответ: «У тебя нет будущего.… Ты его полностью израсходовал».

cards

Карты сулят лишь несчастья

ЖАЛЮЗИ, РЕШЁТКИ, ВЕРТИКАЛЬНЫЕ УЗОРЫ НА ОДЕЖДЕ И ПРЕДМЕТАХ МЕБЕЛИ 

Как правило, все эти предметы указывают на неминуемую расплату героев за свои преступления. Например, лунный свет, отражённый сквозь уличный забор, создаёт на стене тень решётки в сцене фильма «Почтальон всегда звонит дважды», когда герои, совершившие убийство, под давлением прокурора начинают валить вину друг на друга.

Postman always rings twice

«Почтальон всегда звонит дважды»

В «Мальтийском соколе» во многих сценах, где появляется Бриджит О`Шоннесси, содержатся визуальные намёки на то, что она окажется за решёткой. То она носит полосатую пижаму, то на неё падает полосками свет от жалюзи, прутья решётки напоминает рисунок на мебели, а в финальной сцене зритель в последний раз видит её отчаянное лицо сквозь решётку лифта. В «Двойной страховке» на главного героя также постоянно падает свет сквозь жалюзи.

"Двойная страховка"

«Двойная страховка»

 ПИСТОЛЕТЫ, СИГАРЕТЫ, КОКТЕЙЛИ

Неотъемлемые «аксессуары» фильмов-нуар, которые появляются в каждом фильме. Сигарета у сыщиков – признак мужественности и брутальности. Однако в фильмах-нуар курят не только мужчины. Что касается женщин, то образ экстравагантной и независимой женщины с сигаретой начала культивировать ещё Марлен Дитрих, а героиня Лорэн Бэколл, произнёсшая простую фразу «У кого-нибудь есть прикурить?», а затем соблазнительно закурившая сигарету в фильме «Иметь или не иметь»,  свела публику с ума и произвела фурор в тогдашнем сознании зрителей.

Лорэн

Лорэн Бэколл в «Иметь и не иметь»

С тех самых пор сигарета стала непременным атрибутом фильмов-нуар, став символом свободы, уверенности и независимости. На многих постерах к фильмам-нуар роковые красавицы появлялись в руках с сигаретой или бокалом коктейля.

Rita

Рита Хэйворт

Фильм-нуар не только упрочил образ независимой женщины, но и расширил, добавив к нему  сексуальность и  агрессивность. Красотка с сигаретой становится в фильмах-нуар опасной роковой женщиной, которая неизбежно приведёт главного героя к смерти.

Джоан Бэннет