Сюжеты нуаров можно условно разделить на следующие категории:

  • Фильмы о частных детективах
  • Фильмы о преступниках
  • Фильмы о жертвах несчастливых обстоятельств
  • Фильмы о жертвах собственных страстей
  • Фильмы об «игроках»

Практически все эти сюжеты были заимствованы из hard-boiled детективов. Фильмы о частных сыщиках — это, как правило, экранизации «крутых» детективов, написанных  Хэмметом и Чандлером (подробнее о hard-boiled детективах читаем здесь). В своих романах они создали два архетипичных образа частного детектива — Сэм Спейд и Филип Марлоу. Сэм Спейд появляется в одном фильме-нуар — «Мальтийском соколе»,  Филлип Марлоу — в трёх — «Глубокий сон» Говарда Хоукса, «Это убийство, моя милочка»  Эдварда Дмитрыка и «Леди в озере» Роберта Монтгомери. Как правило, фабула одна и та же — сыщик берётся за дело, которое сначала кажется простым. Однако потом выясняется, что многие участники дела совсем не те, за кого себя выдают. Конечно, не обходится без роковой женщины, которая оказывается преступницей. Что Спейд, что Марлоу часто получают по голове, но и сами используют жёсткие методы.

Сэм Спейд

Сэм Спейд в «Мальтийском соколе»

Фильмы о преступниках показываются глазами именно преступников, а не полицейских, пытающихся их поймать. Как правило, это истории о людях, которые хотят сорвать солидный куш от какого-либо предприятия, например, ограбления. Эту тему раскрывают такие фильмы, как «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона, «Убийство» Стэнли Кубрика, «Крест-накрест»  Роберта Сьодмака, «Высокая Сьерра» Рауля Уолша. Все эти фильмы заканчиваются смертью героев из-за вмешательства рока, планомерно разрушающего хитроумно задуманную преступниками комбинацию.

Шайка бандитов в "Высокой Сьерре" Рауля Уолша

Шайка бандитов в «Высокой Сьерре» Рауля Уолша

Также рок и судьба вовлекают невинных героев в криминальную историю в фильмах о жертвах несчастливых обстоятельств. «Объезд»  Эдгара Дж. Улмера, «Женщина в окне» Фрица Ланга — фильмы, в которых герой становится убийцей волею случая, сам того не желая.

Жертва рока в фильме "Объезд" Эдгара Дж. Улмера

Жертва рока в фильме «Объезд» Эдгара Дж. Улмера

Фильмы о жертвах страстей«Двойная страховка» Билли Уайлдера, «Почтальон всегда звонит дважды» Тея Гарнетта, «Убийцы» Роберта Сьодмака. Здесь герои идут на преступление из-за страсти к роковой женщине или жажды наживы. И всех их, в конце концов, ждёт расплата за свои грехи.

Роковая женщина и ее жертва в "Убийцах" Роберта Сьодмака

Роковая женщина и ее жертва в «Убийцах» Роберта Сьодмака

В таких фильмах, как «Аллея кошмаров» Эдмунда Гулдинга, «Ночь и город» Жюля Дассена, герой заключает своеобразный пакт с судьбой, и всегда проигрывает. Это фильмы об «игроках» (или авантюристах).

Гарри Фабиан

Загнанный в угол Гарри Фабиан в «Ночь и город» Жюля Дассена

Конечно, такое разделение весьма условно. Фильмы о жертвах страстей можно также отнести к фильмам об «игроках» и наоборот. Также, и игроки, и жертвы страстей оказываются своего рода жертвами несчастливых обстоятельств и практически все они являются преступниками. Особняком стоят, пожалуй, лишь фильмы о частных сыщиках. При всей мрачности и жестокости мира они всё же сохраняли веру в себя и не предавали свой кодекс чести. А самое главное – они могли контролировать себя и свою судьбу. Фильмы про Марлоу вообще все заканчиваются хэппи-эндом, ведь в финале каждого из них он остаётся с девушкой, а не в одиночестве с разбитыми иллюзиями и осознанием жестокости и несовершенства этого мира. Но это скорее исключение, чем правило. Позже наметилась тенденция делать частного сыщика уязвимым и порочным, как, например, ранимый Джеф Маркхэм в «Из прошлого» Жака Турнера. «Из прошлого» — идеальный образец «чёрного фильма». Режиссёр сумел создать атмосферу тотальной безысходности, которую можно назвать поэтической.

В соответствии с сюжетами можно выделить основных героев «черных фильмов», о которых и поговорим более подробно в следующих статьях: