Итак, вот и пришло время узнать, что же такое собственно Нуар. Название происходит от французского film noir, что в переводе означает «чёрный фильм». В любой статье, энциклопедии можно прочитать, что Нуар – это особое направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов.

Однако в киноведении по сей день нет четкого и общепринятого определения, что же такое нуар.

Определенно, этот термин относится к фильмам, которые были сняты в Голливуде в военный и послевоенный периоды.  Здесь все ясно и понятно. Однако, критики по-разному пытались описать фильмы нуар. Некоторые рассматривали нуар как период, другие как жанр, цикл, стиль, движение, феномен. Исследователи  Джеймс Дэмико и Фостер Хирш считали нуар жанром, в то время как другие — Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон – возражали против этого и считали нуар внежанровым явлением, ведь среди них есть не только криминальные фильмы и детективы, но даже вестерны и комедии. Таким образом, нуар – это скорее стиль, в рамках которого снимались фильмы различных жанров.  Изобразительные особенности нуара настолько мощные и выразительные, что его сложно с чем-то перепутать. Режиссёр Сидни Поллак так говорил о нуаре: «Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами».

Лично я склоняюсь к тому, что нуар не ограничивается только стилем, это особый период, который стал возможен благодаря соединению некоторых факторов, имеющих место в Америке в 40-е годы. Я, конечно, не сама все это придумала, я лишь поддерживаю идею теоретика нуара и режиссера Пола Шрейдера, который говорил: «Нуар — это особый период в истории кино, как немецкий экспрессионизм или новая волна». Шрейдер настаивал, что нуар ограничен временем (1940-50-е) и местом (Голливуд) и его нельзя рассматривать в отрыве от его корней. Статью Шрейдера «Notes on Film Noir» можно без труда найти в интернете, в оригинале, и в переводе, так что не вижу смысла выкладывать ее здесь полностью, однако, какие-то моменты я здесь обязательно проговорю. Итак, вслед за Шрейдером, я считаю, что появление «черного фильма» стало возможным благодаря конкретным социальным, экономическим и общекультурным явлениям. Шрейдер говорил, что истоки нуара – Вторая мировая война, немецкий экспрессионизм и поп-фрейдизм. Я этот тезис немного расширила, и в итоге, среди явлений, повлиявших на становление нуара, я выделила следующие:

  1. Социальные явления: Великая Депрессия, Первая и Вторая мировые войны.
  2. Литературные истоки: hard-boiled детектив.
  3. Жанры и течения в кино: вестерн, гангстерский жанр, немецкий экспрессионизм, французский поэтический реализм.

Позже мы рассмотрим отдельно каждое из этих культурных явлений, а пока обратимся к истории возникновения термина.

Появлению термина «чёрный фильм» мир обязан французам. После окончания второй мировой войны, когда во Франции стали показывать большое количество американских фильмов, критик Нино Франк ввел в обиход выражение «фильм-нуар», взяв его из  книжной серии Марселя Дуамеля «Serie noire».

serie_noir

Serie noire Марселя Дуамеля

Это были книжные издания в мягкой обложке, в которых печатались произведения так называемой школы hard-boiled детектива, которая оказала огромное влияние на фильмы-нуар. Более подробно я расскажу об этом литературном жанре позже, а пока скажу лишь, что hard-boiled детективы имели, как правило, криминальный сюжет, приоткрывали завесу преступного мира и отличались атмосферой фатализма и пессимизма. Также там впервые появляется образ циничного детектива и происходит стирание границ между героем и антигероем.  В Америке же термин нуар относительно фильмов появился лишь в конце 1950-х.

Определенного и четкого списка фильмов нуар не существует, некоторые критики считают, что этих фильмов около 300, некоторые называют цифру в 500 фильмов. Тем не менее, почти каждый фильм, снятый на фабрике грез в период с 1940 по 1960 гг. содержит в себе признаки нуара. Также существуют разные мнения по поводу того, какой фильм был первым нуаром. Но большинство исследователей сходятся на том, что это «Мальтийский сокол»( The Maltese Falcon, 1941)  Джона Хьюстона.

Maltese-Falcon

Мальтийский сокол

Хотя и в некоторых фильмах до 1941 года уже видны многие черты зарождающегося стиля, в этом плане самый любопытный – «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Уэллс применил в своем фильме абсолютно новаторские для того времени приемы – флэшбэки, ломаная форма изложения, необычные операторские ходы, неожиданные экспрессионистские и авангардные эффекты – и взорвал принятый в Голливуде стиль.  Хотя сам фильм нуаром назвать сложно, Уэллс сумел определить будущие нуаровские визуальные эффекты, которые, кстати, также успешно использовал в уже в классических фильмах-нуар: «Леди из Шанхая» (The Lady from Shanghai, 1947) и «Печать зла» (Touch of Evil, 1958) .

Citizen_Kane

Гражданин Кейн

Но вернемся к «Мальтийскому соколу», который по праву считается первым нуаром в истории Голливуда. В отличие от «Гражданина Кейна», который сразу же получил огромный успех с первых дней выхода на экраны, «Мальтийский сокол» не сразу стал сенсацией. Это была экранизация hard-boiled детектива Дэшила Хэммета с одноименным названием. К слову, фильм был экранизирован в первый раз за 10 лет  до знаменитой версии Хьюстона, но условия для появления нуара тогда еще не сложились, а вот вторая экранизация попала прямо в точку. Это был не просто криминальный фильм, основанный на детективе, это была история, показанная с настоящим нуаровским драматическим напряжением и жесткостью. Это был фильм, в котором оформились классические элементы нуара — ночной город, циничный герой, роковая женщина. Эти темы и герои потом бесконечно варьировались во многих фильмах-нуар классического периода.

Тем не менее, «Мальтийский сокол» — это скорее еще пока лайт-версия по сравнению с последующими фильмами нуар. В 1944 году на экраны выходит картина, которая считается не только выдающимся образцом нуара, но и одним из лучших фильмов Голливуда — «Двойная страховка» (Double Indemnity, 1944) Билли Уайлдера.

Double_Indemnity

Двойная страховка

Здесь есть все самые главные ингредиенты нуара – роковая женщина, старый и жадный муж роковой женщины, и соблазненный роковой женщиной герой, которого ей удается склонить на преступление. Но не это главное. «Двойная страховка» — настолько жесткий и сумрачный фильм, что для того времени его экранизация была очень рискованным делом. Еще в 1935 году были попытки экранизировать роман Джеймса М. Кейна, который и лег в основу фильма, но тогда сторонники кодекса Хейса запретили съемки, считая историю слишком аморальной. Но в 1944 году, когда нуар вышел на кинематографическую арену во всей своей красе, этот фильм стал шедевром и поднял планку нуара на новую высоту. Особенно эффектной оказалась манера повествования – это была своего рода исповедь. В самом начале фильма раненый соучастницей герой приходит в офис своего босса и записывает свою историю на диктофон. Это рассказ почти мертвого человека. Эта невероятная безысходность чувствуется на протяжении всего фильма, с первых кадров фильма мы знаем, что герой умрет, и что хэппи-энда не будет. Это не становится для нас неожиданностью в самом конце фильма, все повествование с первых минут окружено обреченностью и фатализмом. В этом весь смак нуара. Надежда на счастливый конец  исключается с самого начала. В «Убийцах» (The Killers, 1946) Роберта Сьодмака главный герой умирает в течение первых нескольких минут, в «Мертв по прибытии» (D.O.A., 1950) Рудольфа Матэ герой узнает, что отравлен смертельным ядом, который заберет его в мир иной в течение суток, а в «Бульваре Сансет» (Sunset Blvd, 1950) Билли Уайлдера повествование ведется из уст уже умершего человека. Конечно, есть и исключения, многие нуары заканчиваются хорошо, но общая мрачная атмосфера присуща всем фильмам, и стопроцентно лучшие нуары никогда хэппи-эндом не заканчивались.

Killers

Убийцы

Пол Шрейдер писал: «Освещение стало темнее, персонажи порочнее, темы фаталистичнее, а тон безнадежнее». Студии стали экранизировать сценарии, которые еще недавно считались слишком рискованными – «Почтальон всегда звонит дважды» (The Postman Always Rings Twice, 1946), «Бог ей судья» (Leave Her to Heaven, 1945),  «Аллея кошмаров» (Nightmare Alley, 1947), «Рождённый убивать» (Born to Kill, 1947).  Нуар становился мрачнее и безысходнее, а многие фильмы стали не просто криминальными драмами, а философскими притчами, выражающими тогдашние реалии и настроения.

Postman_Always_Rings_Twice

Почтальон всегда звонит дважды

Позже мы с вами разберемся в периодизации нуаров, а именно в какbе годы какие темы выходили на первый план, а пока я думаю самое время более детально обсудить визуальные особенности и особенности повествования.

Продолжение следует

Литература:

  1. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого — Искусство кино, 2007. — № 5
  2. Добротворский, С. Материал, из которого сделаны сны, или У истоков черного романтизма — Кино на ощупь. – СПб.: Сеанс, 2004
  3. Толстяков, Е. Фильм нуар: 20 лет сумрачного настроения.URL: http://www.drugoe-kino.ru/news/news2065.htm
  4. Харли, К. Азбука нуара — Total Film, 2006, № 3(25)
  5. Хорсли, Ли. Ключевые элементы и особенности «нуара».URL: http://film-noir.ru/article/2/
  6. Что такое «Нуар»? URL: http://film-noir.ru/article/1/
  7. Film noir. URL: http://hitchcock.ru/noir/noir_new.html
  8. Mayer, Jeoff, McDonnel, Brian. Encyclopedia on Film Noir – London: Greenwood Press, 2007
  9. Schrader, Paul. Notes on film noir. URL: http://permophiles.spaces.live.com/blog/cns!49386EFDA74809EA!1570.entry
  10. The outer limits of film noir.URL: http://www.filmnoirstudies.com/essays/outer_limits.asp